Юный техник 1961-03, страница 71

Юный техник 1961-03, страница 71

верхностной закалки стали. Лозинского освободили от всех расот, чтобы он мог заниматься только поверхностной закалкой стали. К нам прикомандировали двух монтеров — Труфанова и Иванова, приняли на работу еще нескольких дипломантов.

Наконец в один из дней в лабораторию привезли внутренние выемные части орудийных стволов. Пробный нагрев коротких отрезков пушечных стволов показал, что вся наша установка работает исправно. К нам приехал корреспондент одного машиностроительного журнала, чтобы поведать миру о новых методах высокочастотного поверхностного нагрева. Все шло прекрасно.

Но тут мне захотелось основательнее познакомиться с теорией пушечного дела. В Публичной библиотеке я выписал несколько годовых комплектов журнала Русского металлургического общества. в одном из номеров за 1912 год я прочитал статью Дмитрия Константиновича Чернова «О причинах разгара орудийных стволов»; многочисленными опытами великий металлург доказывал, что пушки изнашиваются не из-за механического истирания снарядами, а потому, что расналенные пороховые газы, омывая металл ствола, вызывают его тепловую усталость. «Мягкая сталь, — писал Чернов, — лучше, чем закаленная, противостоит огненному дыханию пороховых взрывов».

Трудно, очень трудно даже перед самим собой признать свою ошибку. «Как же теперь быть, — думал я, — как поступить?» Испытание орудия на «живучесть» обходится во много сотен тысяч рублей. Но сдаваться без боя тоже не хотелось. Мы изготовили маленькие модели пушечных стволов, закалили их токами высокой частоты и после закалки испытали на обстрел. Увы, Чернов был прав!

Применительно к пушнам высокочастотная закалка оказалась неудачной. «Означало ли это, что она вообще ни к чему в принципе не пригодна?» — спрашивал я себя. И невольно задумывался о причинах износа стальных изделий. Нет, износ не всегда вызывается тепловой усталостью, как это было в случае с пушками. Во многих случаях износ является результатом механического истирания. Пример — зубчатое колесо или цилиндр двигателя. Вот где нужна поверхностная закалка изделия! А рабочие поверхности зубчатых колес, шеек ноленчатых валов, режущего и измерительного инструмента? Они тоже должны иметь твердую, износоустойчивую поверхность. Сердцевину же этих деталей желательно оставить вязкой, пластичной, чтобы она противостояла толчкам и ударам. Вот она, область применения поверхностной высокочастотной закалки!

И начался долгий путь новых поисков и ошибок.

...Никогда не забыть мне, как Труфанов нажал кнопку «пуск» в экспериментальной закалочной установке. Сухо щелкнул контактор. Рыжие дымки, свиваясь в тонкую спираль, поднялись с промасленных зубцов шестерни. Лимонно-желтые, синие, бурые тона пробежали по блестящей поверхности стали. Повеяло запахом гари. Еще секунда, и светящаяся кайма обежала по краю все зубцы...

П молодости я дуг.*ал, что выбирать тему исследовательской работы совсем необязательно, что можно вести исследования, производить опыты во всех областях, к которым влечет. Увы, это заблуждение. Мы каждый день, каждый час, сознательно или бессознательно, делаем выбор, идем той или иной дорогой.

До работы над проблемой высокочастотной закалки мне приходилось измерять зависимость потерь в тиратроне, наполненном неоновой, ртутной, гелиевой плазмой. Все вещество вселенной состоит в основном из плазмы, и только на планетах есть вещество в ином состоянии — твердое, жидкое, газообразное. Ну как было удержаться от мечты получить у себя в лаборатории вещество с температурой такой же высокой, как в недрах звезд, — порядка нескольких десятков миллионов градусов! Но ведь для этого надо электронам и ионам придать колоссальные скорости. Опыт работы с электровакуумными приборами натолкнул меня на идеи разных ускорителей, за которые впоследствии мне были выданы авторские свидетельства. И еще множество увлекательных проблем манили к себе. И мы обсуждали их в лаборатории завода.

Но пора «вольных» изобретательских поисков кончилась,^ нак только наркомат поручил заводу изготовить несколько серий высокочастотных закалочных установок. Наступила полоса работ, которые принято называть «широкое промышленное внедрение».

16