Юный техник 1961-07, страница 74

Юный техник 1961-07, страница 74

няло направление. Волны успокаивались. Под прикрытием прибрежных скал пролива Лемера Марсель Бардьё продолжал на своем судне продвигаться к мысу Горн.

Вечером он достиг залива Агирр. Там в течение 30 часов он наводил порядок в каюте, а затем на рассвете 11 мая 1952 года опять вышел в океан. В 9 часов, на восходе солнца, на черном небосклоне он заметил обрывистые берега острова Нового. Холод был почти невыносимым, пальцы Бардьё покрылись трещинами, одно ухо было отморожено и растрескалось, в бороде висели ледяные сосульки. Наконец при свете луны появилась зловещая масса серых скал острова Десейт. До мыса Горн оставалось всего несколько миль.

Бардьё отдал якорь. Яхту вновь бросало с волны на волну. Ухватившись левой рукой за надстройку, Бардьё смотрел в свой пляшущий бинокль. Скалы... Перед ним был мыс Горн! Двадцать два года Бардьё ожидал этой минуты! Гипнотизируемый этой стеной скал, он не думал ни о том, чтобы пристать к ней, ни о том, чтобы сфотографировать ее. Позже он расскажет, что не использовал своего фотоаппарата потому, что было очень холодно и море бушевало. Но в действительности он просто хотел сохранить в глубине самого себя видение этой минуты.

Треск корпуса яхты вывел его из грез. Нужно было вернуться назад. Мыс исчез за гребнями волн, ьместе с ветром он держит курс на юг. Ночью Бардьё вычислил свое место: 56° 20" южной широты. После этого он берет направление на север к Ушуэа, самому южному городу мира. Там он сможет восстановить свой кораоль и сообщить миру, что он первым в одиночестве обогнул мыс Горн.

Еще шесть лет после этого он будет бродить по океанам, прежде чем вернется в сену. Но для него путешествие уже было закончено на втором году, когда «Четыре ветра» заплясали на волнах Тихого океана, bee остальное: Чили, атоллы Тихого океана, Бали, Суматра, Кокосовые острова, Южная Африка, Анжльские острова, Нью-Иорк — было только остановками на обратном пути.

В 1947 году норвежений ученый Тор Хейердал смело проплыл со своими пятью юварищами на бальзовом плоту «Кон-Тики» от берегов Южной Америки до островов Полинезии. Мы знаем, что Тор Хейердал предпринял эту отважную экспедицию для того, чтобы подтвердить свою научную гипотезу о заселении островов Тихого океана. Некоторое время спустя врач Бомбар пересек Атлантический океан на маленькой надувной лодке, а затем шестидесятилетний американец Виллис повторил в одиночестве плавание Т. Хейердала на плоту через Тихий океан. Ими руководило стремление к познанию евгей планеты и свойственное человеку желание испытать свои силы в борьбе с природой. Они ставили перед собой благородную цель — Доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может выйти победителем в борьбе со стихиями, если он сохраняет присутствие духа и проявляет силу воли.

И вот мы узнаем, что француз Марсель Бардьё обогнул на маленьком парусном судне мыс Горн. Своему беспримерному плаванию Марсель Ьард»ё отдал восемь лет жизни. Ради какой цели перенес он столько испытаний и лишений? Можно ли оправдать все это только одной любознательностью, которая гнала его по морям и океанам?

Марсель Бардьё не объясняет подробно цели своего длительного плавания, но оно служит тем же гуманным целям, какие преследовали Бомбар и Виллис. А поэтому в нем есть много поучительного и ценного.

Простой и скромный человек труда Марсель Бардьё — мастер на все руки. Его маленькая яхта — замечательный образец самоделки.

Никто на родине не ждал одинокого мореплавателя. И когда спустя восемь лет Бардьё возвращается в Руан, его встречают лишь небольшая группа людей и мэр города, незадолго до его прибытия поместивший в газете статью, принижавшую его достижения, да еще ждут его налоги, которые он должен уплатить за восемь лет. Вот почему, отправившись в путешествие жизнерадостным человеком, он возвращается из него угрюмым и молчаливым. В годы трудных испытаний Бардьё был лишен самого главного — поддержки своей страны.

Лш ВАСИЛЕВСКИЙ

Ы