Юный техник 1963-01, страница 30

Юный техник 1963-01, страница 30

в 1906 году, а за границей (во Франции) лишь в 1910 году Марконнэ. В архивах оккупированной немцами Франции патент Телешева не лежал мертвым грузом. В 1941 году, как отметил советский историк авиации майор В. Вуко-лов, «принцип действия пульсирующих двигателей русских изобретателей И. Телешева и В. Караводина был использован в Германии для создания двигателей для самолетов-снарядов типа «ФАУ-1» (газета «Красная звезда», № 129 от 2 июня 1960 г., стр. 4). «Те-плородный духомет», как назвал позднее свой мотор Телешев, вовсе не был игрой воображения.

Александр Иванович Герцен в своих воспоминаниях о Джузеппе Гарибальди сетовал, что в русском языке того времени так опошлено замечательное слово «благоволение». Истертое казенной прессой царской России частым применением к описанию царственных особ, слово это действительно постигла печальная судьба: оно было забыто последующими поколениями. А между тем сто лет тому назад оно обозначало доброжелательную мягкость, способность человеческой души бескорыстно помогать незнакомым людям, не оскорбляя их даже оттенком хамства или высокомерия. Я вспомнил этот эпизод, когда эстонский историк авиации Эдгар Иванович Меос переслал мне — совершенно незнакомому человеку — не только все, что он знал от своих друзей, французских историков, о жизни Николая Телешева, но даже неизвестный фотопортрет изобретателя. Эту реликвию добыл д^я советских людей бывший военный летчик

первой мировой войны, герой французского Сопротивления и искренний друг СССР генерал-коммунист Луи Эрто.

В том. что штабс-капитан артиллерии Николай Телешев после ряда лет мытарств со своими изобретениями в России очутился в начале 60-х годов в Париже и на улице Дюнкерк, 24, открыл свое патентное агентство, вряд ли было что-либо загадочное. Как и многие творения талантливых изобретателей, его проекты военным министерством царской России были «признаны мечтою» (сборник «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года». М., 1956. стр. 128). Изобретатель надеялся, что его агентство «М. М. Меннонс и Телешев» с отделениями в Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке и Петербурге (на Малой Морской, дом 16) соберет все выдающиеся изобретения века.

Мы до сих пор не знаем, насколько удалось изобретателю построить свой реактивный самолет, так же как не знаем судьбы его прочих патентов по усовершенствованию плавильных печей, полевой артиллерии и аппаратов дяя сахароварения. Биография Телешева ждет своего исследователя. Мы знаем только, что в 1881 году в связи с убийством революционерами царя Александра II петербургские жандармы подозревали и Телешева (такие слухи доходили до Парижа) в помощи народовольцам в изготовлении бомб для цареубийства. Путь на родину оказался для Телешева закрыт. В 1895 году земля французских коммунаров на кладбище Пер-Лашез приютила прах безвестного русского гения.

М МЕДВЕДЕВ

28