Юный техник 1963-03, страница 25

Юный техник 1963-03, страница 25

ПУСТЫНЯ

и космос

(ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА)

Песок и солнце. Солнце, и песок, и небо отчаянной, прозрачной голубизны. Асфальтированное шоссе кажется здесь нелепостью, а одногорбые верблюды — естественной частью пейзажа.

В сорок седьмом году здесь не было ни намека на асфальт. В сорок седьмом здесь стояла одна буровая. Геофизики и геологи сказали: «Здесь есть нефтьБурили день за днем. Трудно было... Иногда песчаные бури такие, что нельзя делать подъем колонны — вышку валит. А нефти нет как нет! Так и решили: нет нефти в Катур-Тепе. А геофизики стоят на своем.

Лишь в пятьдесят шестом вернулись сюда буровики. Поставили один домик да буровую. Слева бархан, справа бархан. Ветер гонит песок, а ребята бурят. В декабре пятьдесят шестого скважина дала нефть — 200 тонн в сутки. Оказалось, в сорок седьмом не добурили до нефти каких-то 14 метров.

Нефть найдена, но попробуй возьми ее! Дороги нет, воды нет, ничего нет! Только медленно пересыпаются по Каракумам классические барханы, с одной стороны пологие, с другой — крутые, изогнутые полумесяцем, молчаливые и неприступные. Тракторы рядом с ними кажутся букашками, а люди...

А люди шли сквозь песок по безводью и бездорожью, и все новые буровые вставалив в пустыне. Сначала они были сосредоточены в одном месте, потом зашагали на запад, а в апреле шестьдесят первого началось освоение участка на востоке. В песчаную пыль уходили тракторы и люди. Песок на зубах, песок во всех складках одежды, но все дальше на востоке встают ажурные вышки.

Поднимается добыча нефти, ширится промысел, растут люди. Ораз Атаев, начинавший здесь рабочим-оператором, стал мастером нового участка «Восток».

Машина идет на «Восток». Под полуденным солнцем осле- . пительно желтый песок. Над пустыней ни ветерка. От бескрайности простора шоссе словно стартовая дорожка. Кажется, не удивишься, если она с разгона уйдет в прозрачное небо.

Волны барханов перехлестнули через асфальт, встали перед радиатором. Машина круто свернула в сторону и, сбавив газ, идет по песку. Белый домик среди барханов: центр участка « Восток

— Если очерк о нас писать будете, так и назовите его <Восток», — попросили меня ребята участка коммунистического труда, которым руководит Ораз Атаев.

Ораз, сидя за невысоким столом, отдает короткие распоряжения, потом встает, надвигает на глаза кепку.

— Ну что, пойдем?

S3