Юный техник 1963-06, страница 46

Юный техник 1963-06, страница 46

соответствующих схем ему удалось устранить недостатки «неон-ни» — ликвидировать ее инерционность. Так была открыта возможность применения газополной лампочки с холодным катодом в быстродействующей импульсной радиоаппаратуре.

Изобретатель создал внутри газополной лампы самостоятельный тихий разряд, зарядив ее таким образом, как ружье, сделав всегда готовой к «выстрелу». Метод этот сохранил силу и тогда, когда Кораблев ввел в «неонку» третий электрод. Газополная лампа с холодным катодом превратилась в надежный и безынерционный прибор.

Это случилось в 1947 году. Но в 1948 году американскими изобретателями был изобретен транзистор — трехэлектродный полупроводниковый прибор, способный заменить радиолампу. Радиотехника вернулась к кристаллу. Перед нею открылись потрясающие перспективы миниатюризации, повышения надежности и экономичности.

А тем временем в Физическом институте АН СССР, где работал Л. H. Кораблев, начали строить на лампах с холодным катодом основные узлы электронной аппаратуры. С 1951 года их уже широко применгли в советской вычислительной технике.

Вслед за тем в Физическом институте АН СССР стали строить на лампах с холодным катодом основные узлы электронной аппаратуры. С 1951 года началось широкое применение их в советской вычислительной технике.

Однако не только в установках прерывисто-импульсного действия нашли себе применение лампы с холодным катодом. Л. Н. Кораблев сумел разработать метод использования их для работы с непрерывными электрическими сигналами произвольной формы. Был создан усилитель на лампах с холодным катодом (его назвали ФИАНТРОН). Совсем недавно стало известно о телевизоре, собранном сотрудниками Физического института на таких лампах.

Оказалось, что применение ламп с холодным катодом приводит к упрощению схем, позволяя во много раз уменьшить число элементов в аппаратуре. Еели для замены одной электронной лампы обычно требуется несколько полупроводниковых триодов, то одна лампа с холодным катодом может заменить 2 — 3 вакуумных триода. Если к этому добавить, что сами по себе лампы с холодным катодом крохотные, не больше стандартного полупроводникового триода или диода, то легко понять, что выигрыш в миниатюризации они дают гораздо больший, чем полупроводники.

Для исследования космических лучей применяют большие годоскопы — приборы, позволяющие наблюдать распределение частиц космических лучей в пространстве и изучать их поглощение и взаимодействие. Годоскопы содержат сотни и тысячи ламп и счетчиков частиц. За границей годоскопы делают на обычных электронных лампах, и вполне понятно, что число ячеек в них, как правило, не превышает нескольких десятков (редко достигает сотен). У нас в стране изготовлен крупнейший в мире годоскоп «ГН-7», содержащий более 41 тыс. счетчиков заряженных частиц и около 12 тыс. ламп с холодным катодом.

Лампы с холодным катодом очень надежны и экономичны. Изготовление ламп с холодным катодом ьо много раз проще и дешевле, че.л изготовление электронных ламп и электромагнитных реле (о полупроводниковых приборах и говорить не приходится — их производство очень сложно и капризно), поскольку число деталей в лампах новой конструкции в 5 —10 раз меньше. В настоящее время одна электронная лампа стоит в среднем 1—2 рубля, каждое реле — 5 — 10 рублей. Стоимость транзистора в США — 13 долларов. А стоимость лампы с холодным катодом при автоматизированном производстве не превышает 10 копеек!

Важным эксплуатационным преимуществом ламп с холодным катодом явилось то, что свечение их, видное издалека, наглядно характеризует работу каждой лампы в отдельности. С одного взгляда на рассвеченную мозаику такого многолампового устройства можно судить о его состоянии и работе без дополнительной контрольной аппаратуры. Было подсчитано, что реализация

46