Юный техник 1963-10, страница 73

Юный техник 1963-10, страница 73

разительных начертаний, не имел письменности. Впрочем, трудно судить о том, что было и чего не было у древнего народа, когда все последующие цивилизации сделали все возможное, чтобы не оставить никакого следа от него. Могучая империя инков, завоевавшая в том числе территорию нас-ков, расправлялась с культурой своих предшественников сурово и равнодушно.

В 1549 году Перро Кьедо де Лион расспрашивал индейцев о развалинах древних городов, однако они ничего не могли сказать. Испанский пришелец сетовал на это. а отряды конквистадоров, вторгшиеся в Перу вместе с ним, безбожно уничтожали империю инков и их культуру. Достаточно взглянуть в сочинение иезуита Пабло X. Арраги «Искоренение в Перу поклонения идолам», чтобы понять, как «цивилизованному» иезуиту произведения культуры и искусства местного населения представлялись лишь свидетельствами невежества и бескультурья.

Пустынное плато не манило пришельцев и не сулило добычи, потому и уцелели на нем линии, спирали.очер тания животных. Оно лежа ло в стороне от больших дорог и не попадало в поле зрения тех. кто вновь и вновь вторгался в Перу.

Но рисунки ли это? Кто знает, насколько прочно и неразрывно в сознание древних насков были связаны органическая природа, законы звездного неба я искусство? Не исполнено ли для насков совпадение линий движения небесных светил с точными очертаниями ка

ких-либо обычных земных существ и предметов глубокого смысла и тайного значения? Кто знает — вдруг их мировоззрение, их миро понимание, наконец их знание жизни и связей между явлениями были таковы, что. разгадав тайны этой зашифрованной пустыни, мы стали бы намного богаче? А может быть, здесь кроется неведомый способ передачи информации. не менее универсальный, чем известная нам письменноегь?

На ум приходит и гипотеза о визите звездных пришельцев на нашу старую землю. В последнее время многие непонятные земные загадки мы стали сваливать на них так охотно, что и «космический ключ» к рисункам близ перуанского города Наска не лучшее из предположений.

В самом деле, разве исчерпаны все резервы земных гипотез и все ли земные обстоятельства учтены здесь?

Когда английский художник Фредерик Хазервуд в дебрях Юкатана нашел древний обелиск, густо иссеченный барельефами, и тотчас принялся рисовать его, это был первый сигнал, возвещавший о том, что цивилизация. уничтоженная некогда европейскими завоевателями. возродится вновь по доброй воле европейских ученых и исследователей. «Убитому» миру предстояло обрести посмертную власть над умами и сердцами потомков своих убийц, и власть эта оказалась неотразимой.

Бедный Хазервуд оказался первой ее жертвой. В великом смятении принимался

62