Юный техник 1964-07, страница 66tИСКУССТВО ЗАПЕЧАТЛЕННОГО ЗВУКА» Рассказывают, что епископ Альберт Великий (1193— 1280) будто бы сконструировал «механического слугу», который открывал дверь на стук и приветствовал гостей «весьма внятными словами». Мечта о создании «говорящих» механизмов давно беспокоила творческие умы. Потребовались века исканий, чтобы осуществить ее. Нам теперь — с высоты нашего «золотого века» грамзаписи — трудно без улыбки смотреть на многие наивные попытки создания «говорящих» кукол, «механических пианистов» и прочих игрушек. И вместе с тем нельзя не отдать должного изобретательности, находчивости, технической виртуозности как самоучек-умельцев, так и серьезных ученых в стремлении овладеть таинством улавливания и запечат-ления беспредельно разнообразного мира звуков. Однако исчислять ару звукозаписи мы можем лишь с очень недавних времен. Каких-то 80 лет отделяют нас от изобретения фонографа. Ленин прозорливо распознал роль механических зву-копередач и рекомендовал их широко использовать в ряду массовых средств политического и художественного просвещения народа. В нашем обиходе альбомы грампластинок теперь соседствуют с книгами и нотами. Особенно высоко подняло значение грампластинок развитие радиоэлектроники. Но много ли мы знаем о прошлом, настоящем и будущем звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов и главное — об искусстве, порожденном ими? Увы, до последнего времени в океане книг вы не нашли бы научно-популярную книгу, которая бы сколь-нибудь полно, всесторонне и увлекательно раскрывала эту тему. Первым почином явилась недавно вышедшая из печати книга Л. Ф. Волкова-Ланнита «Искусство замечательного звука». Она интересна и полезна для всех — для увлекающихся историей и современными тенденциями развития техники, для любителей искусства, для коллекционеров пластинок. Хорошим языком излагает она и биографию «говорящей машины», и современное состояние грамзаписи, и роль ее в истории нашей культуры, и практические советы «охотникам за звуками», и, наконец, — «что день грядущий нам готовит». Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов говорил: «Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы». Эти слова приходят на ум, когда с удовлетворением закрываешь последнюю страницу книги Л. Ф. Волкова-Ланнита, чувствуя себя и внутренне обогащенным в области эстетики и техники и возбужденным к новым раздумьям, к поиску. Главный редактор Л. Н. НЕДОСУГОВ Редакционная коллегия: В. Н. Болховитинов, В. Г. Борисов, С. А. Вецрумб, Л. В. Голованов (зам. главного редактора), А. А. Дорохов, Б. Г. Кузнецов, И. К. Лаговский» Я. М. Мустафин, Е. А. Пермяк, Д. Н. Щербаков, А. С: Яковлев. Художественный редактор С. М. Пивоваров Технический редактор Г. И. Лещинская Адрес редакции: Москва, Спиридоньевский пер., 5 Телефон К 4 81-67 (для справок) Рукописи не возвращаются Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» Т08977. Подп. к печ. 11/VH 1964 г. Бум. 60x90'Ас. Печ. л. 4 (4). Уч.-изд. л. 5,5. Тираж 500 000 экз. Цена 20 коп. Заказ 1570. Типография «Красное знамя» изд-ва «Молодая гвардия». Москва, / 30, Сущевская. 21. 64
|