Юный техник 1965-01, страница 10

Юный техник 1965-01, страница 10

Ощущение тяжссти постепенно исчезало...

ны лишь ребята, достигшие восемнадцати лет, а среди нас были одни шестнадцатилетние.

Нет, Василий Алексеевич предвидел трудности наступившего периода и решил заранее подготовить нас к ним.

Ощущение тяжести постепенно исчезало: теперь ®ее, за что бы мы ни брались, казалось вам необычайно легким. Но вскоре мы поняли: это так кажется потому, что мы только касаемся порученной нам работы, а сущность ее ускользает, остается неясной.

В кабине звездолета космонавт в подобной ситуации сможет лишь тогда утолить жажду, когда он обладает необходимыми знаниями о природе ®оды. Иначе она, как ртуть, рассыплется на капли, которые невозможно собрать.

То же самое происходило и с нами. Разберем мотор, а не посмотрим, с какой стороны приходится у него длинный конец вала, не установим точно, цела ли обмотка. Мотор поступает на ремонт со станка и подключается к сети цеха со стороны длинного конца вала — там у него закреплены специальные электропровода. На станке эти провода были подогнаны к клеммам сети. Мы собираем двигатель. Его отправляют в цех. А там оказывается, что длинный конец вала торчит не с той стороны.

Вот и получается, как у космонавта: есть вода, а не напиться. Приходится ремонтникам тратить лишнее время — наращивать выводы электромотора.

Ремонтный цех один на весь завод. И вот из всех цехов привозят самые разнообразные электромоторы, от самых старых образцов до совершенных, последнего выпуска. Я так думаю: Главный хотел, чтобы «период невесомости» и помог нам глубже проникнуть в сущность будущей специальности, обогатил нас знаниями о природе того материала, над которым нам придется работать. Освоившись, каждый из нас принялся за расчеты: нужно было точно определить местонахождение корабля, найти свою орбиту — свое место в жизни, в коллективе.

ОРБИТА

15 июля 1964 года директор профессионально-технического училища № 13 вручил мне зеленую книжицу, еще пахнущую типографской краской. По дороге домой, в электричке, я несколько раз доставал ее из кармана, читал, перечитывал. Там черным по белому было написано:

«Аттестат № 2068 Выдан Волкову Александру Федоровичу

...Выпускные квалификационные экзамены сдал на «отлично». ...Решением квалификационной комиссии ему присвоена квалификация слесаря-сборщика 3-го разряда».

И под всем этим — печать с гербом Союза Советских Социалистических Республик. Герб делал диплом похожим на вымпел, который предстоит доставить на еще никем не открытую планету, пронести с собой в новый, неведомый мир.

Итак, 17 июля я переступил с ним проходную завода «Динамо».

8

I !1