Юный техник 1965-01, страница 21ТРИ РЫЧАГА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Г. СМИРНОВ Рис. 0. ДОБРОЛЮБОВОЙ _ Казалось бы, какое нам дело до внешнего вида авиационного двигателя, упрятанного в крыло самолета, или судового винта, скрытого тойлцсй воды? Стоит ли тратить время и средства на то, чтобы придать им красивый вид? Да пусть они выглядят как угодно, лишь бы были надежными и экономичными! Так ли это? Оглянитесь вокруг: разве природа творит себя не по законам красоты? В природе все целесообразно и потому прекрасно. Так .почему же некоторые инженеры забывают, что мир машин неизбежно соприкасается с человеком? И вот в этих-то точках контакта красота и удобство машины играют далеко не второстепенную роль. Конечно, есть немало машин, проектируя которые можно несколько пренебречь законами красоты. Нам действительно все равно, красив или нет двигатель самолета. Но неудачное оформление пульта управления, за которым сидит пилот, может быстро вызвать утомление и даже привести к аварии. Некрасивый, неудобный станок, неудачно окрашенный цех, примитивный, грубый инструмент раздражают рабочего, делают работу неприятной, снижают производительность труда. Вот почему сейчас в Советском Союзе и в других странах так много внимания уделяют технической эстетике •— науке о красоте машин, о взаимодействии мира техники с человеком. Форма, ритм, цвет — вот средства, которыми располагает художник-конструктор... ФОРМА До появления первых паровых машин архитектура и строительство задавали тон и во всех других сферах конструирования. Создатели первых машин и станков, привыкшие к неподвижности и монументальности архитектурных сооружен™, непроизвольно делали свои творения вычурными и витиеватыми, как дворцы того времени. Лишь немногим более ста лет назад четко сформулировалась идея: наиболее красивой конструкцией должна считаться та, которая выполняет свое назначение при наивыгоднейшем распределении усилий и напряжений в деталях. Если, к примеру, концу рукоятки лопаты придать такую форму, а продольный профиль выбрать так, чтобы можно было регулировать центр ее тяжести, то усилия рабочего уменьшаются на 30—40%, а мозолей не появляется совсем. У красивого здания, предмета обстановки, машины формы и размеры отдельных частей не должны противоречить основному назначению. Для этого необходимо соблюсти ритм, равновесие и гармонию форм, пропорций и цвета отдельных частей и всей конструкции в целом. Во многих устройствах, в которых механизм скрыт в оболочке, проектировщик может создать красивую конструкцию формы оболочки. Известно, например, что некоторые соотношения высоты и ширины прямоугольника приятны большинству людей, 2* TTTt |