Юный техник 1966-01, страница 61ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИНЗА ИССЛШЕУЫИ ОЙШ ИСТОЧНИК США СВЕТОФИЛЬТР ОВШПИ1 флуоресцирующее ВИДИМОЕ КМЬМЖЕМИЕ НЕВИДИМОЕ ИНФРАКРАСНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ осветили невидимыми для человеческого глаза ультрафиолетовыми лучами, под их действием краски начали светиться — люминесциро-вать. Наш глаз не может отличить на картине участки, сделанные разными по составу, но одинаковыми по цвету красками. А ультрафиолетовые лучи сразу выявили природу красок. К примеру, свинцовые белила под ультрафиолетовыми лучами кажутся желто-коричневыми, а цинковые белила — зеленовато-желтыми; лаки, защищающие живопись, светятся по мере старения от бледно-голубого до молочно-голубоватого. Благодаря этому Картина в обычном свете (слева) и свойству и распознают реставраторы, какие участки картины написаны поздними подновителями произведения, различают и подделки, фальшивые подписи и т. д. Вы знаете, что по другую сторону видимого участка спектра находятся невидимые инфракрасные лучи. Оказалось, что и их можно использовать для исследования живописи. Включите специальную установку. Невидимые лучи проникают через лак, покрывающий поверхность картины, и даже через тонкие слои краски. Видите, поверхностные наслоения, скрывающие первоначальное изображение, стали «прозрач- в инфракрасных лучах (справа). 9 Т 9 ( 4 |