Юный техник 1966-10, страница 46

Юный техник 1966-10, страница 46
ЧЕРНОЕ МОРЕ ДЕВОНА

в. попов

Оно возникло на заре зарождения жизни. Ветер веков запласто-вал его слоями различных пород. Сегодня путь к нему лежит через многометровую толщу земли.

Море особой, сверхтяжелой нефти, которая никогда не ударит фонтаном даже из самой глубокой скважины. Нефть, которую не извлечь на поверхность с помощью мощных насосов-качалок: она густая и необычайно вязкая.

Спрессованная энергия девона способна противостоять самой низкой температуре. Она ценна не только как горючее жидкое топливо: продукты ее — различные смазочные масла — незаменимы в ▼ условиях Арктики и Антарктиды, без них немыслимо освоение космоса. Это действительно «черное золото» машинной эры, и притом самой высшей пробы. Вот почему в нашей стране и за рубежом сейчас ведутся интенсивные поиски такой нефти.

...Дорога в глубь планеты начинается почти так же, как и во вселенную. Точкой отправления к звездам в Советском Союзе служит Байконур. К топливному пласту — Ярега. Первая затерялась в песках Каракумов, вторая находится в полярной тундре, неподалеку от города Ухты. И в ту и ^ в другую из Москвы добираются самолетом. Здесь и там предстартовый транспорт — лифт. Только в Байконуре он поднимает космонавтов на многометровую высоту к люку кабины, а в Яреге — уносит людей в разверзнувшуюся бездну земли.

«Нефть шахтным способом? Разве бывает такое?! — недоуменно скажет любой школьник. — Вот, например, уголь — дело другое...»

Да, бывают, оказывается, и жидкие забои.

...Лифт не спускается — он падает. Стены ствола шахты несутся вверх, каверны и выступы сливаются в серую, с блестками гладь, затем становятся черными, с вороным отливом. В очертаниях не-

Рис. В. НЛЩЕИИО

ровностей ствола чудятся видения мамонтов... Мезозойская эра остается вверху, пролетаем кайнозойскую. Падение становится более плавным. Темень желтеет, на стенах можно различить царапины — так выглядели бы останки панцирных рыб и кистеперых, семейства плеченогих и тайнобрачных растений. Девонский период — середина палеозойской эры: чудовища еще не приняли своих исполинских размеров.

Напластования пород напоминают слоеный пирог, нефтяников интересует в нем лишь начинка — нефть.

Лифт, словно пронзив целые исторические периоды, остановился. До поверхности земли — 200 м; расстояние же до сегодняшнего дня исчисляется в сотнях миллиардов лет.

Девон начинается с туфита. Для нефтяников эта порода наподобие гранита не представляет интереса, они называют ее пустой. Впрочем, пустыми они считают все прослойки пород, кроме единственной, нефтеносной. В туфите, который лежит непосредственно над нефтеносным пластом, выбран «рабочий горизонт»: дверн лифта открываются прямо в рудничный двор, размерами и формой похожий на станции столичного метро. Рельсы узкоколейной железной дороги переплетаются на стрелках, тянутся в тоннели и исчезают за поворотом. Все это и называется рабочим горизонтом.

Карликовые вагоны поданы к стволу шахты аккумуляторным электровозом. Рабочие рассаживаются в них по двое в каждом отсеке.

Когда состав трогается, вдоль его пути в стенах тоннеля можно увидеть углубления с подстанцией, нефтеловушкой, водоотливом, нефтеперекачивающей станцией, электровозным депо. Целый пещерный город переливается огнями.

А где же море, спросите вы, где сам нефтяной пласт?

47