Юный техник 1967-09, страница 36

Юный техник 1967-09, страница 36

ру ко л ож at vji кор авлни

В ФОТЕНИО

На приморский город опускалась прохлада. Уходящее солнце роняло в море последние золотые капли, освещая багряным светом покрытые шрамами стены старого равелина.

На пирсе сидели двое, старик и мальчик. Старик рассказывал:

— Разных традиций на море много. Всех сразу не узнаешь. Я расскажу тебе о салютах. Ты, наверное, слышал, что при заходе кораблей с дружеским визитом в иностранные порты производится салют наций — двадцать один выстрел. Двадцать одним выстрелом салютуют приближающиеся корабли, и, как эхо, двадцать одним выстрелом отвечают береговые батареи. Замерли шеренги почетного караула, блестит на солнце медь оркестра. И всюду толпы народа, даже на стрелах портовых кранов. Торжественная церемония!

Приветственный салют — это, как тебе сказать, вроде рукопожатия кораблей. В давние времена люди, не питавшие вражды друг к другу, при встрече протягивали руки, показывая, что у них нет оружия. Протянутые руки как бы говорили: «Я тебе друг. Не бойся меня».

Так и корабли разряжали пушки в воздух, демонстрируя добрые намерения моряков.

У приветственных салютов был и другой, скрытый смысл. Гром пу

шек должен был вселить страх в сердца врагов, заставить их уверовать в мощь и непобедимость флота. Например, петровские корабли, «нещадно палившие из пушек», по всему свету разнесли весть о морском могуществе России. В наши дни салют наций стал обыкновенной формой морской вежливости.

Почему двадцать один выстрел! Это пошло от старинных фрегатов. Фрегат имел сорок пушек, по двадцать орудий на борту. Каждая пушка борта давала один выстрел, а та, которая начинала салют, стреляла дважды. Это и был салют наций.

Еще есть личные салюты. Младший по званию командир корабля салютует старшему, или, допустим, экипаж корабля в знак уважения к почетному гостю салютует ему, когда тот сходит на берег.

Старый моряк достал из кармана спички, прикурил потухшую папиросу. Помолчав, продолжал:

— Стреляют, сынок, не только в честь победы и не только в честь своих или чужих торжеств. Стреляют и тогда, когда провожают моряка в последний путь... Весь мир тогда склоняет головы перед павшими, но непобежденными... — Рассказчик умолк. Его задумчивые глаза смотрели в морскую даль.

34