Юный техник 1967-09, страница 64

Юный техник 1967-09, страница 64

ЧУДЕСНАЯ КАПЛЯ

С. ЧУМАКОВ

Самое искусное мастерство может зачахнуть и угаснуть навеки.

Когда-то я бродил по залам одного из киевских музеев и вдруг... остановился перед чудом. Оно застыло на прозрачных полках сверкающее, радостное: стеклянные курносые ежи и длинноухие зайцы, диковинные птицы и барашки с завитками стеклянных шерстинок на стеклянных боках, усатые запорожцы в широченных шароварах и узорчатые разноцветные «пляшки», «кухли», «штофы».. Словно неведомые мастера владели какими-то заветными словами, превращавшими твердое и хрупкое стекло в податливое, вязкое, послушное рукам.

Рассказывали, что стеклодувы совершали чудеса прямо у самодельных печей — гут. Все делалось свободным выдуванием, без всяких форм и шаблонов. Но вот увидеть это своими глазами негде. Мастерство стеклодувов-гутников угасло лет полтораста назад. Тогда начали строить большие стеклозаводы. Куда было ремесленнику тягаться-с заводчиком! Разрушались гуты. Захватив до блеска отполированные годами работы стальные стеклодувные трубки, шли мастера на заводы делать бутылки, банки, бокалы.

Прошлое застыло только в музейных собраниях гутного стекла да в названиях сел: Гутище, Велике-Гуто-ве, Гута Белая, просто Гута...

Мечислав Павловский родился в селе Любарская Гута. И отец и дед были стеклодувами. Мечислав тоже стал стеклодувом. Во Львове, в ар

тели он делал банки для солений, ламповое стекло и прочую очень нужную, но самую обычную стеклотару.

«Труд и любовь. Не любишь потеть — не выйдет стеклодув, — так рассказывал мне недавно Павловский. — Каждый сперва боится стекла. Его ж не удержишь руками. Горячее. Стеклодув сродни жонглеру. Только вращение, центробежная сила может удержать на конце трубки стекло. Но попробуй рассчитай свои движения, если не знаешь всех его повадок и хитростей (он говорил о стекле так, словно оно живое). И я боялся. Лет шесть боялся стекла. А потом набрал силы. И понял, что стекло — истинно для художника».

Когда человек становится мастером своего цела, он уже не может холодно и спокойно, «от» и «до» выполнять работу. Он становится творцом. Так токарь изобретает новую фрезу. Сталевар находит способ варить сталь лучше и быстрее. Так стеклодув почувствовал в себе художника.

61