Юный техник 1967-11, страница 29

Юный техник 1967-11, страница 29

ем, 1800—2000 кубов за смену при норме 1430. Когда груженая машина, натужно урча, двинулась к выходу, от стенки забоя отвалилась глыба. На месте скола тотчас же выступил белесый иней.

Восемь лет назад по комсомольской путевке Иван Серебряков был направлен в алмазную промышленность, которая делала тогда свои первые шаги. Приехал, когда рудник существовал еще в проекте. И тут капитану дальних рейсов — машинисту шагающего экскаватора — пришлось пересесть на «парусник» — однокубовый экскаватор 3-1002, старый, потрепан-

К концу года на карьер трубки «Мир» поступил первый четырех-кубовый экскаватор. Серебряков сам его монтировал, стал на время кузнецом. Осенним днем 1960 года,

когда сильные порывы ветра отчаянно крутили косые струи холодного дождя, Иван Серебряков со своим помощником впервые выполнили сменное задание.

Рядом с ним в забое трудится якут Семен Митрофанович Васильев. Он из тех людей, о которых говорят: «Ровесник Октября» — год рождения 1917-й. Детство Семена прошло в Вилюйске, который был местом сурового заточения для Н. Г. Чернышевского. Потом Васильев учился в Новосибирской партийной школе, окончил факультет журналистики и 10 лет работал корреспондентом республиканской газеты. Когда в Мирном начали добывать алмаз, его направили туда постоянным представителем. И тут его судьба круто повернулась — ему понравилась новая техника, которую прислали для освоения алмазоносной земли, и он решил поработать некоторое время на экскаваторе. Да так и остался, на пятом десятке жизни поменяв корреспондентское удостоверение на диплом машиниста самого мощного экскаватора. Ему, как и Серебрякову, присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Интересна судьба Героя-якута, но не менее примечательны судьбы членов семьи, в которой он вырос. Его брат Иннокентий стал заслуженным учителем Якутской АССР, сестра Евдокия — заслуженным работником торговли республики, сестра Соня — главный инженер на Якутском комбинате бытового обслуживания. Счастливая звезда светит якутскому народу!

В алмазном краю трудятся люди разных поколений, но единых волей и крепких характером. Однажды зимой на руднике побывали корреспонденты зарубежных газет. Они очень удивились, что морозы легче переносят люди, чем механизмы. «Рабочие более стойки к морозам, — писали они, вернувшись домой. — Машины останавливают при 45 градусах, а люди прекращают работу только при 50 градусах мороза».

Нет, не просто взять алмаз... До трехсотметровой глубины разрабатывать трубку будут открытым способом — так выгоднее. Придется убрать еще не один миллион пустой

27