Юный техник 1968-09, страница 44

Юный техник 1968-09, страница 44

ПОЮЩЕЕ ПЛАМЯ

Стереофоническая музыка из сварочной горелки. Печь или камин вместо громкоговорителя

— Хотите послушать музыку? Тогда зажгите газ. Да, да, не нажимайте кнопок магнитофона, а просто чиркните спичкой.

Эти слова не так бессмысленны, как кажутся на первый взгляд. Во всяком случае, после работы трех американских изобретателей из Солнечной долины в Калифорнии — д-ра А. Каттанео, В. Бабкока и К. Бэйкера. Ученые показали, что пламя обычной газосварочной горелки может отлично проигрывать музыку, записанную на граммофонные пластинки или магнитофонную ленту.

Вообще говоря, тот факт, что на пламя действуют звуковые колебания, известен уже 110 лет: еще в 1858 году французский акустик Жан Леконт наблюдал во время симфонического концерта, как язычки газо

вых светильников реагировали на различные звуки. Впоследствии

этим явлением интересовались многие ученые, в том числе и знаменитые физики Рэлей и Тиндаль. В 1952 году была проведена целая международная конференция, посвященная воздействию звуковых волн на процесс горения. А венгерские изобретатели сконструировали даже ультразвуковую горелку, в которой акустические колебания ускоряли сгорание топлива.

Простейший опыт такого рода вы можете проделать сами. Зажгите свечу и произносите перед ее пламенем различные гласные звуки. Вы увидите, что иа «а» или «о» свеча почти не реагирует, зато от «у» язычок ее сразу начинает трепетать. Эту же свечу легко заставить выполнять роль миирофона. Изображение пламени надо спроецировать каким-нибудь оптическим устройством на фотоэлемент, а фотоэлемент подключить через усилитель к громкоговорителю. Начните говорить перед свечой, и вы тотчас услышите свой голос, рожденный пламенем. Однаио качество звуковоспроизведения будет довольно низким.

Можно обойтись и без усилителя. Зажгите свечу и вдувайте в ее пламя перепендикулярно к его оси тоненькую струйку воздуха или кислорода. Перед свечой поставьте телефон, хотя бы от наушников, так, чтобы струйка сначала проходила над его мембраной. Колебания мембраны будут накладываться на газовую струйку и с большой громкостью воспроизводиться пламенем. В данном случае качество звучания получается отличным, зависящим лишь от качества записи. Можно всячески варьировать эти интересные опыты. Чтобы с ними справиться, достаточно самых простых радиолюбительских навыков. Заметьте, что

щается в прежнее положение. Захваты, однако, не касаются рельса, они приподняты над ним с небольшим зазором. На первый взгляд это ставший уже обычным принцип воздушной подушки. А в самом деле все обстоит наоборот. Вентилятор не нагнетает, а отсасывает воздух из полости между вагонами и рельсом. В результате там образуется вакуум, и наружное давление слегка приподнимает вагон. Таким образом, его поддерживает не воздушная подушка, . а внешнее атмосферное давление. ► Стоит вагону подняться чуть выше, как в зазоры начинает поступать

воздух и подъем прекращается. Так что система как бы сама себя регулирует. Как сообщили изобретателю из Международного патентного института в Гааге, до него подобный принцип никогда не использовался. Его преимущества в предельной простоте и надежности. Например, американцы, которые работают над конструкцией поезда на обычной воздушной подушке, вследствие конструктивных сложностей до сих пор никак не выйдут из стадии предварительных экспериментов.

Линейный магнитный электромотор, разработанный по заказу

42