Юный техник 1968-09, страница 42

Юный техник 1968-09, страница 42

тренером программой и вырабатывает сигналы — короткие гудки «пи-пн-пи» высокого тона, если сердце бьется чересчур сильно, и низкого, если нагрузка недостаточная. Эти гудки спортсмен слышит в наушниках и по ним настраивается на правильный темп.

Сейчас автокардиолидер представляет собой ящик с размерами 30 X 30 х 20 см, весящий около 10 кг. Такой прибор бегуну или лыжнику таскать с собой невозможно. Но ведь это только первый, так сказать, прикидочный вариант. Используя микроминиатюрные радиодетали, прибор наверняка удастся уменьшить в несколько раз. Наконец, уже сегодня спортсмен может брать с собой только крошечный электрод-датчик, транзисторный передатчик и приемник с ушным телефоном. Связь с кардиолидером будет поддерживаться по радио.

Спортсмены смогут теперь работать в полную силу, без оглядки, не опасаясь все время перетренироваться. Тренеры тоже перестанут гадать на кофейной гуще. Вместо того чтобы намечать дистанции, примерную скорость и т. д., они смогут оперировать совершенно четкими понятиями: пять минут бежать с пульсом 90 ударов, 10 минут — с пульсом 120 ударов, 15 минут — с пульсом 150 ударов в минуту. Им не придется больше подолгу стоять с секундомером в руке, чтобы контролировать ход тренировки: автокардиолидер сам проделает эту черную работу. Вдобавок все результаты, все отклонения он запишет на бумажной ленте. Располагая набором таких лент, сравнивая их, анализируя конечные результаты на вычислительных машинах, возможно, удастся выяснить какие-то новые закономерности, нащупать самые выигрышные, оптимальные варианты тренировок.

С помощью автокардиолидера можно легко и безошибочно рассортировать новичков на отдельные группы в зависимости от их подготовки и выносливости. Особенно важно это для подростков: сердце у них обычно отстает в своем развитии, и нужно быть очень осторожным, чтобы его не испортить.

Еще одна перспективная область применения для нового прибора — медицина. Больные-сердечники, перенесшие, например, инфаркт, обязательно должны заниматься лечебной физкультурой. Вот где врачу-тренеру нужен глаз да глаз. Малейший просчет, малейшая перегрузка могут привести к трагическим последствиям.

До сих пор речь шла только о людях. Но вот, например, в конном спорте участвуют еще и лошади. Их тоже нужно правильно тренировать, вернее — дрессировать. Почему бы и для этого не использовать автокардиолидер? Лошадиные биотоки можно пустить на вход прибора, ну, а наушники надеть жокею, чтобы он руководствовался высоким или низким тоном гудков: не давал бы лошадям лениться, но и не рисковал бы загнать их до смерти.

А еще заманчивее самим лошадям поручить выдерживать нужный темп.

Несколько лет тому назад американский физиолог Олдз сделал интересное открытие. Он ввел крысе электрод в определенную точку мозга и стал его раздражать короткими импульсами. Крысе было так приятно, что она скоро сама выучилась нажимать на педаль и замыкать электрическую цепь. Область мозга, в которую был введен электрод, ученый назвал «раем». Вскоре он нащупал в мозгу крысы и «ад». Электрические импульсы были ей так неприятны, что крыса не желала даже подходить к педали. Используя -импульсы тока в «райскую» область как поощрение и в «адскую» как наказание, ученый убедился, что животных поразительно легко обучать. Так вот, если лошади вживить электроды в «райскую» и «адскую» область и вводить туда импульсы, снятые с автокардиолидера, то животное очень быстро научится точно поддерживать заданный темп бега. Ну, а правильно рассчитанная и научно обоснованная тренировка наверняка откроет путь к новым рекордам.

Р. ЛОСЕВА

40