Юный техник 1968-09, страница 5

Юный техник 1968-09, страница 5

Спортсмен стремится одолеть вершину, чтобы насладиться победой. Рабочий-высотник, совершив восхождение на гору, только «выходит на старт». Вооружившись отбойным молотком, лопатой, /j £ "j" киркой или взрывчаткой, он трудится в самых неприспособленных 1111111111 для работы условиях.

Первые бригады высотников сделали самое трудное. Они установили на вершинах и склонах так называемые точки привязки, по ним геодезисты сняли чертеж будущего электрического гиганта, вписав его в реально существующее ущелье Нарына. Высотники подвели трапы для удобства работы монтажников, провели дороги. Попеременно они были и топографами, и плотниками, и геологами, и электромонтерами. Что это такое — может понять только альпинист, знающий, как ненадежна бывает порой скала, источенная временем, солнцем и холодом, как хрупок и скользок под ногой камень, на который впервые ступил человек. За любой неосторожный шаг, малейшую ошибку здесь пришлось бы расплачиваться жизнью.

Освоение склонов началось со взрывных работ. Высотники бурили камень, вставляли в отверстия шашки аммонала. От взрывов дрожали горы. Одна из скал на высоте шестидесяти метров от дороги вдруг стала отходить.

— Придется тебе самому посмотреть,— сказал тогда Анатолию Балинскому начальник монтажного участка Бушман.— Стена под стать мастеру спорта.

Анатолий примерился взглядом — на монолите не видно ни малейшей трещинки. Камень совершенно гладкий. Подойти к злополучной скале сверху тоже нельзя. Там скалы образовали навес, козырек. Повиснешь, как жук на веревочке...

— Кого для страховки возьмешь? — спросил Бушман.

Анатолий оглядел ребят. Надежны все. Улыбнулся и неожиданно для себя проговорил:

— Жену.

...Ледоруб скользит по глади камня и находит зацепку. Надежна ли она? Эльвира сначала тихо, а затем сильнее тянет ледоруб вниз. Кажется, выдержит. Свободной рукой она смахивает иней и видит едва заметную щель — так в старом доме трескается штукатурка. В эту щель она втыкает крюк, переносит на него собственную тяжесть и ледорубом ищет новую зацепку на несколько сантиметров выше первой. Вот так и двигались двое альпинистов вверх по скале.

Снизу за ними наблюдали. Там ребята прижимали к ушам перчатки, притопывали окоченевшими ногами. Анатолий и Эльвира, прижавшись к обледеневшему камню, не могли смахнуть даже наледь с век.

Когда угас день и в ущелье стало мрачно и темно, Анатолий и Эльвира спустились вниз. И только отсюда, снизу, они увидели, как мало прошли. А им казалось, что за семь часов рабочего времени они преодолели по крайней мере половину пути.

К вечеру второго дня они поднялись уже на высоту девятиэтажного дома. Крюк, на котором держалась страховочная веревка Анатолия, вдруг стал вылезать из щели. Неизвестно, какое чувство заставило Анатолия посмотреть вверх. Сердце похолодело — крюк держался чудом, на самом кончике острия.

Рывком он опустился на нижний крюк и прижался к стене...

Три дня, ровно двадцать часов, сопротивляясь ветру и морозу, штурмовали высотники отвесную скалу монолита. А потом все было обыкновенно:

3

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техник-топограф
  2. Чертеж плотницкого молотка

Близкие к этой страницы