Юный техник 1968-09, страница 6

Юный техник 1968-09, страница 6

они подобрались к скале, расшатанной взрывами, заложили под нее тол и спустились. Через несколько минут опасной скалы не существовало.

Над Нарыном около высотной отметки «970» висит 640-метровый пролет воздухопровода. Плотники пристроили на нем доски, монтажники протянули трос, и стала труба мостом, по которому проходят рабочие с правого берега на левый.

Вначале, когда еще не было перемычки, дороги и дощатых домиков на берегу, в которых можно у железной печки погреть руки и выкурить папиросу, попасть на левый берег не мог никто, кроме альпинистов. А работа на левом берегу не ждала.

Установить трубу-мост поручили бригаде верхолазов Владимира Аксенова.

Невысокий, крепкой кости парень с красновато-бурым, обожженным горным солнцем лицом, в брезентовой штурмовке и большом эбонитовом шле-^ ме, Владимир считался на стройке чем-то вроде

«палочки-выручалочки». Случалась какая-нибудь загвоздка — посылали его. Пойдет он, посмотрит, нахмурится: мол, сделать-то не так просто. Но все, зная его слабую струнку, говорили:

— Если бы просто, тебя бы не просили...

И Владимир делал. Делал без горячки, спокойно — как хороший плотник вбивает гвозди Закончив работу, бывший моряк лихо сдвигал каску на лоб и говорил:

— Порядочек на флоте.

...Шел снег, вихрился ветер. Добираться до отметки «970» Владимир решил не снизу, а сверху, с отметки «1300». Страховали ребята из его же бригады

Шаг за шагом Владимир подбирался к цели. Усилием воли заставлял себя не спешить. Знал: выдержка — лучшее качество альпиниста.

Перчатки обледенели, в штурмовку набился снег, ноги, обутые в горные ботинки давно уже потеряли чувствительность. Владимир попробовал пошевелить пальцами, но не мог понять — двигаются ли они. Зубами он стянул перчатки, начал отогревать руки. Стало немного легче. Он взглянул вниз. Голая стена скалы уходила из-под ног до самого Нарына. На берегу работали бульдозеры. Отсюда, с высоты, они казались медленно передвигающимися спичечными коробочками. И снова спуск... Свистит ветер, залепляет снргом глаза, рот, не дает дышать. Сколько времени он добирался до отметки «500», Владимир не знал. Помнит только, как махнул рабочим рукой: мол, готов принять трубу.

Вес трубы достигал нескольких тонн. На тросах, закрепленных на бульдозерах, ее стали опускать с левого берега. Она раскачивалась из стороны в сторону, и стальные тросы гудели жалобно и пронзительно... Владимиру надо было ухватиться за конец трубы, надеть на нее петлю и закрепить. Это удалось ему только под вечер.

Не снимая реп-шнура, Владимир прошел по только что установленной им трубе на правый берег и тяжело опустился на камни.

Так соединился левый берег с правым.

Много разных историй рассказывают скалолазы-высотники. Это не те «чрезвычайные происшествия», которые порой случаются оттого, что кто-то чего-то не досмотрел, не додумал, не принял вовремя мер. Это будни. Обычная работа людей необычной профессии.

4