Юный техник 1969-01, страница 21

Юный техник 1969-01, страница 21

Не застегнешь ремень, не заведешь машину. Тем не менее широкий опрос, проведенный недавно среди автомобилистов, показал, что больше девяноста процентов их при поездках не пользуются ремнями Это непонятное иа первый взгляд упрямство объясняется не легкомысленным отношением к собствеииой жизни. Причина его — тайный страх. Страх оказаться привязанным к горящей или тонущей машине, не иметь возможности вылезти из-под перевернувшегося автомобиля, если загнется или заклинится пряжка ремня.

Итальянские изобретатели считают, что избавили автомобилистов от этих страхов Миниатюрная «адская ма-шинка»-капсула, наполненная какой-то жидкостью, в состав которой входит и серная кислота, вмонтирована в каждый спасательный ремень. При обычной езде «адская машинка» ничем себя не проявляет. Но при столкновении кисло-

дит так называемая сублимация — пар сразу переходит в лед.

Магаданские изобретатели из ВНИИ золота и редких металлов — заведующий лабораторией Николай Константинович Ступин, молодые научные сотрудники Борис Каплун и Владимир. Милохов вместе с начальником пылевентиля-ционной службы рудника имени А. Матросова Григорием Степановичем Пилю-тиным долго приглядывались к «повадкам» изморози. И если ее кристаллы часто встречаются в подземных пещерах, заполняют собою пустоты среди горных пород, так разве нельзя их вырастить в шахте? Устроить искусственный снегопад, который все время очищал бы рудничный воздух.

«Не превратится ли шах-

тоупорная капсула разбивается, и кислота начинает разъедать металлический тросик, стягивающий пружину. Пружина распрямляется, выдергивает стопорный болт, и ремень распадается. Пусть теперь замок заклинивается — пассажир все равно уже свободен. Но свободен не сразу, а лишь спустя 25—30 сек. после аварии. Собственно, в этом и заключается оригинальность изобретения. В самом деле, если бы механизм срабатывал сразу, это было бы равносильно тому, что ремня вообще нет. Ведь первые секунды после столкновения, когда автомобиль кувыркается с колес на крышу или скатывается под откос, — самые опасные для пассажира. Его жизиь полностью зависит

та в каток?» — опасались шахтеры. Похожий случай описали еще Ильф и Петров в фельетоне под названием «Ноги вверх!».

Но ничего подобного не произошло. Когда под землю пустили пар, ледяные снежинки стали оседать всюду — на стенах, на потолке, только не на полу. Шахтные туннели и штреки превратились в настоящий дворец Берендея. Пылиики, витавшие в воздухе, явились естественными центрами конденсации для водяных паров. Каждая пылинка превращалась в снежинку и оседала на потолке. Воздухоочистительный снегопад шел снизу вверх.

от прочности спасательного ремня, который должен уберечь его от ударов о внутренность автомобиля. Сколько времени длится опасная ситуация, как долго разбушевавшаяся кинетическая энергия грозит пассажиру гибелью? Две секунды? По-видимому, больше. Две минуты? Наверняка меньше. Эксперименты показали, что в среднем аварийная ситуация длится 25—30 сек. За это время как раз и срабатывает механизм. Изобретателям удалось так подобрать концентрацию раствора и толщину тросика, что задержка соблюдается очень точно. Двухгодичные испытания, проведенные в Милане и Генуе, подтвердили исключительную надежность нового механизма. Несмотря на свое название, «адская машинка» оказалась гораздо безопаснее всех других систем — пиропатронов с часовым заводом или тлеющих шнуров, могущих вызвать взрыв бензиновых паров в автомобиле.

Анализ показал, что осевшая изморозь по всей своей толщине содержала мелкодисперсную пыль. А такая пыль даже водой плохо смачивается. И еще одно преимущество: пыль, захваченная изморозью, не могла снова подняться в воздух. Это особенно важно в угольных шахтах, где осевшая пыль при движении вагонеток и других встрясках вновь начинает витать в воздухе, грозя взрывом. Смерзаясь, кристаллы изморози покрывали стены шахтных туннелей сплошной шубой. Благодаря своей исключительно низкой теплопроводности шуба предохраняла слои породы и от оттаивания. Для шахт, расположенных в толще вечной мерзлоты, это очень существенно — ведь оттаявшая порода грозит обвалом.

3*

19