Юный техник 1969-03, страница 21

Юный техник 1969-03, страница 21

Для Sac, девочки

____

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ПЕРВЫХ

В ; Гботу 22 октября 1911 года, развернув иллюстрированное приложение к газете «Одесские нос ости», читатель нашел в нем портрет элегантной дамы с мехах. Это былг Бер-а Цубер — невесь-эрцгерцога Фердинанда-Карла, из-за которой австоо-венгерский наследник отказался от c-"wx пра. члена императорского дома. Сенсация, как бабочка, прожига всего несколько дней.

В этом же номере газеты был помещен еще один женский портрет. Госпожу Д. Разумов1' — одну из первых русских женщин-инженеров — чествовали ча общем собрании Технического общества.

XX nei только начинался, человечество вступало в новую, революционную эру своей истории. Тогда MHjroe было первым: первые телефоны, первые трансформаторы, лерзые женщины-прачи, ученые, >ристы и1ел1 винь Лазаревне Рьзумова 61 ma nef вой женщиной-механиком в России.

Вот что рассказала о себе старейшая представительница с. гетской технической интеллигенции.

Меня часто спрашивают, почему я выбрала столь неженс сую для времен моей юности профессию. Ведь большинство моих с-зерстниц, соучениц по гимназии, кроме удачного замужества, интересовались, 1.ожалуй, тол j ко филологией и юриспруденцией, да еще педагогикой и медициной. Интерес к технике, к машинам, приборам в нашей девичьей среде считался не только не модным и не аристократичным. но 1аже вульгарным. Поэтому мой выбор в какой то степени был и своеобразным вызовом сложившимся в окружавшей меня с-эеде обывательским представлениям. Протест против недоверия к способностям женщины заниматься техникой рос во мне одновременно с неодолимой тягой к точным дисциплинам к мс тематике, физике, химии. Когда в Одессе в 1904 году открылись Педагоги

ческие курсы, я стала одной из первых слушательниц математического факультета. Училась на курсах и работала, давала уроки, копила деньги для дальнейшей учебы

В России тою времени женщин в высшие технические училища не принимали, а специальных женских институтов ие было Я рискнула уехат» учиться в Бельгию. После успешной сдачи вступительных экзаменов меня приняли сразу не, 2-й курс Технологического института при Королевском университете в городе Льеже.

Жили мы дружной русской колонией, учились, подзарабатывали уроками, изредка ходили в театры

На 3-м курсе, согласно программе, мы должны были проходить производственную практику не угольных шахтах Кокриля. Я была единственной женщиной в группе студентов, поиехавших из университета. Встретили шахтеры меня очень враждебно. Среди них с/ществоваго поверье, что, если женщина спустится в шахту, произойдет несчастье. Еще до моего появление директор предприятия, намереиаясь развеять этот предрассудок, прип.асил коро-I еву Элизабету посетить угольные копи. Дья нее построили даже специальную ванну, чтобы она могла помыться после спуска в шахту. Однако королева так и не приехала, а вместо нее первой женщиной, спустившейся в шахт/, была я. Мне и досталась королевская ванна.

Даже находиться в этой шахте, не говоря уже о том, ч-о рабо ать, было де--ом не из приятиых. Штольня глубиной 50 MeipoB, которую мы посетили, была узкой и низкой, в некоторых местах приходилось пробираться голзком. За одним из поворотов у меня погас фонарь. Зажигать огонь нал строго запретили, мог 1роизоЛти взрыв. Иа ощупь я как-то добралась до главного штрека, где встретила твоих товарищей, которые уже на чали беспс.;оиться.

(Окончание на стр. 22)

3*

19