Юный техник 1970-12, страница 12

Юный техник 1970-12, страница 12
НАУКА

N

«ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

На вопросы нашего корреспондента

отвечает академик АН Эстонской ССР Густав Иоганнович НААН

Что такое научное мышление и что такое здравый смысл? Где их точки соприкосновения и в чем проявляется их антагонизм? Когда и почему здравый смысл бывает вреден?

Ответить на эти вопросы нелегко, но приблизительно дело обстоит так. Под воздействием собственного жизненного опыта, книг и мнений окружающих людей у каждого человека складываются определенные взгляды относительно того, что полезно и что вредно, что неприятно, опасно, и о том, каковы примерно будут или могут быть последствия тех или иных наших действий.

В области нашей повседневной деятельности здравый смысл редко подводит нас. Но когда мы сталкиваемся с чем-то новым, незнакомым, непривычным, здравый смысл оказывается крайне ненадежным, он может отвергнуть истину как очевиднейшую нелепость и принять вопиющую нелепость за очевидную истину. Кажется совершенно очевидным, что четных чисел значитель

но (вдвое) меньше, чем всех натуральных (то есть четных и нечетных) чисел. Оказывается, однако, что это совершенно неверно. Еще Галилей привел остроумное доказательство того, что четных чисел ровно столько Hie, сколько четных и нечетных, вместе взятых!

Не следует думать, что это так только в столь сложных и далеких от нашего повседневного опыта областях, как теория бесконечных множеств или физика элементарных частиц. Как известно, трудность первых шагов в «приручении» велосипеда состоит также и в том, что здравый смысл, основанный на нашем предшествующем опыте, вводит нас в заблуждение: когда тело отклоняется влево, так и хочется восстановить равновесие поворотом руля вправо; требуется определенное насилие над собой, чтобы выработать новую, «нелепую» привычку действовать как раз наоборот (то есть при крене велосипеда влево поворачивать руль тоже влево).

В каждый данный момент в наших знаниях приходится различать по меньшей мере три части, или три стороны.

Во-первых, это знание в собственном смысле слова, истинное, достоверное знание. Во-вторых, это незнание, принимаемое за знание (заблуждения, предрассудки). В-третьих, это знание о нашем незнании (поставленные, но нерешенные проблемы).

Важность истинного знания, вероятно,. не нуждается в пояснении. Оно источник нашего могущества. Сложнее обстоит дело с двумя другими видами знания. Заблуждения, понятно, зло. Но все Hie это лишь половина правды. Сколь бы далеко ни продвинулись наши знания, в них всегда есть пробелы, между освоенными территориями всегда есть неосвоенная «ничья земля». Эти-то пробелы и заполняются незнанием, принимаемым за знание, проще говоря — заблуждениями. Без этого знания оставались бы разрозненными, не могли бы образовать систему знаний, а несистематизированные знания могут выполнять свою функцию разве что наполовину. На заблуждениях никогда не бывает написано, что это заблуждения; до поры до времени они

Со стола исследователя :

# Лесные пожары иногда мчатся со скоростью поезда. Замедляют ли они свой бег, если на их пути окажется горный склон? Нет, отвечают сотрудники Дальневосточного научно-иссле

довательского института лесного хозяйства. Огонь распространяется в этих случаях еще быстрее. Это подтверждают опыты, проведенные лесопожарной лабораторией института на

специальном стенде. Здесь поджигали сухую много-лепною траву и листву, а затем измеряли скорость пламени. При этом угол поверхности, где бушевал маленький пожар, все вре-

10

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сайт техников кому до 12

Близкие к этой страницы