Юный техник 1971-03, страница 14

Юный техник 1971-03, страница 14

свой труд. А теперь он видел, сколько стоила его работа. И если получалось так, что два мастера одинаковой квалификации, работая на одинаковых станках и делая приблизительно одинаковые детали, зарабатывали разные деньги, то возникал закономерный вопрос: почему? Ведь работали они одинаково. Выяснилось, что отдельные нормативы на заводе не соответствовали реальному труду, то есть были неопределенны или попросту неверны. И естественно, что по ним насчитывалась неверная зарплата.

— Ну что ж, теперь я, кажется, понял, что такое неопределенность, — сказал, приободрившись, Коля. — Это общее понятие. Неопределенной может быть любая информация, если она недостаточно конкретна и точна.

— Верно. А теперь вернемся к АСУПам. Если в производственной информации велика степень неопределенности, то АСУП не будет работать на таком предприятии. Вспомни самолет. Он полетит только в том случае, если правильно рассчитан. Так и АСУП. Она будет работать только то-да, когда в производственной информации полный порядок.

— Выходит, что она привереда. — Коля даже покачал головой.

— Еще какая. Только в отличие от привереды, которая только и может, что критиковать: это не так, то не так, АСУП сама проверяет рсю информацию и сама же ее исправляет с помощью специального блока в пзмяти ЭВМ, блока «статистического анализа».

Индивидуальность предприятия

Мы долго не виделись. Я уезжал в командировку, а Коля интенсивно занимался, был конец четверти. Но однажды вечером он зашел ко мне и сообщил, что к ним в Дом пионеров приезжал рабочий из какого-то крупного предприятия и он, Коля, спрашивал его об АСУПах.

— Что же он тебе ответил?

— С внедрением АСУПов не все в порядке! — заторопился Коля.

— И все-таки, что он говорил?

— Что на словах вроде бы все хорошо, а вот у них на предприятии уже около года внедряют АСУП и все никак внедрить не могут.

— Ну, год —» еще не такой большой срок. На внедрение АСУПа иногда требуется пять лет — слишком большой объем работы. Нужно не только оборудовать цехи телетайпными линиями и соединить их с ЭВМ, а ЭВМ — с администрацией завода, но и разместить всю производственную информацию в памяти машины. На это уходят многие тысячи часов работы программистов. А программистов в стране мало. Так что делай выводы.

— Это я понимаю. Всякое новое дело трудное. Сказываются, наверное, и человеческие привычки. Одни любят автоматы и умеют с ними обращаться, а другие нет. У нас в классе тоже не все понимают технику. Но рабочий говорил нам о том, что АСУПы нужны всем заводам. А каждый завод — индивидуальность, не похож на другие. И таких заводов в нашей стране сотни тысяч.

Можно было только порадоваться за Колю. Он неплохо усвоил понятие неопределенности и приобрел широкий взгляд на проблему. О чем я ему и сказал. Он улыбнулся довольный.

Но Коля, конечно, еще не понимал, что сегодня, когда чуть ли не все предприятия нашей страны так или иначе связаны друг с другом, нельзя автоматизировать управление каждым заводом, не думая об автоматизации управления всей промышленностью.

— Да, оснащение АСУПами всей промышленности — главная задача, — сказал я еМу. — Но, я надеюсь, ты не забыл, что существует стандартизация? Не делаем же мы каждую машину в отдельности. Так и с АСУПами. Можно, например, сделать серийную АСУП для предприятий одной промышленности и одного уровня. Но это не единственный путь. С очень интересным решением проблемы я познакомился в новосибирском Академгородке. Под руководством академика Г. И. Марчука создан проект, в котором удалось примирить стандартизацию с индивидуальным подходом.

— Как это? Не понимаю.

(Окончание на стр. 22).

12