Юный техник 1971-03, страница 37

Юный техник 1971-03, страница 37

Причем второе кольцо выпустите с большей скоростью, чем первое. Очо догонит первое, ударится о него и отскочит. Оба кольца целы, но превратятся в вибрирующие эллипсы. Этот опыт еще раз свидетельствует об устойчивости колец.

Если вихревое кольцо попадет на горящую свечу, свеча гаснет, даже находясь в 3—4 м от ящика.

Размер и устойчивость колец зависят от размеров ящика, величины отверстия в нем и силы удара по гибкой стенке. Эффектно проходят опыты с ящиком, размеры которого 1Х0,8Х Х0,8 м и с отверстием, имеющим диаметр 20 см. Удар по его гибкой стенке должен быть достаточно сильным. Не менее удачно получаются эксперименты и с ящиком меньших размеров 40X40X40 см и с от-зерстие*', у которого диа

метр равен 10 см. Вместо круглого отверстия можно сделать овальное и наблюдать при этом периодические деформации кольца при его движении.

Упругие вихревые кольца отражаются от стенки, поставленной под разными углами и на разных расстояниях от ящика. То ж i происходит и при столкновении колец со стержнями разных диаметров. Поставьте их по очереди на пути кольца. В зависимости от диаметра стержня встреча С ними оканчивается по-разному. Если тонкие стержни кольца сене замечают», то о более толстые они разбиваются.

Кольца в миниатюре мои но наблюдать в стеклянном сосуде, наполненном водой. Набрав в пипетку чернил, пустите каплю с некоторой высоты. Если высота окажется подходящей, то погучатся вих

ревые кольца, подобнее дымовым.

Устойчивость вихревых колец можно использовать в технике. Например, выбрасывать высоко в атмосферу продукты сгорания. Сейчас для этого строят высокие трубы, которые очень дороги. Устройство, работающее на принципе «вихревой машины», сможет забрасывать кольца дымь на высоту нескольких сотен метоов.

Ф. ЧГПШИН

ранее стараются предугадать их результат, стараются пр«двидеть все возможные данные, к которым такие опыты приведут. Но тогда, казалось бы. искать нечего? Однако именно тогда и ценны новые открытия: ведь, посылая Гагарина в космос, не думали о новых эффектах атмосферной оптики, и не эта задача перед ним ставилась. Новое открытие — это именно то, что не ожидалось, то, что мы не смогли предвидеть, не смогли учесть заоанее. Новые открытия, раздвинув границы известного, не только дают нам норый факт, но дают нечто большее: новые области для познания и применения наших знаний.

Открытие нового круга явлений подобно двери в таинственный Замок Природы, впервые исследованный незнакомым посетителем. Дверь может вести в другие комнаты, более обширные помещения, быть может, где-то соединяющиеся с уже знакомыми нам залами. Дверь может вести в тупик. Наконец, дверь может оказаться ложной, она может быть заложена с другой стороны кирпичами или просто быть нарисованной на стене. Но только тогда, когда мы к каждой двери будем подходить, рассматривать, трогать, стремиться открыть умом, силой или даже хитростью, только тогда мы сможем проникнуть дальше. Если же сидеть перед дверью, ждать, пока она будет кем-то открыта, кем-то, кто нас опередил или зашел с той стороны, то мы никогда не совершим открытия. Не помогут нам таинственные заклинания — тго сигналу «Сезам, откройся» ни одна дверь в Замке Природы не отворяется. А ложные двери, нарисованные ловким художником на стене, сеют несбыточные надежды для тех, кто не осмеливается к ним подойти и поскрести пальцем краску на стене.

Так и в природе: ни одно явление нельзя пропускать, не пытаясь его понять и объяснить. Ни один опыт, поставленный в лаборатории, не следует пропускать без объяснения причины его удачи или неудачи. Ни одно наблюдение в поле или на море, в горах или полете не следует оставлять без внимания. Юрий Гагарин был вынесен за границу атмосферы трудами десятков тысяч людей, но, находясь на орбите, нужно было самому оглядеться по сторонам и увидеть новое. Вы скажете: посадите меня в ракету, и я сделаю открытие. На это можно ответить только одним: каждый из нас летит по своему жизненному пути, и каждый из нас должен зорко смотреть по стооонам, с тем чтобы не пропустить то золотое мгновение, когда он впервые увидит новое и поймет это.

35