Юный техник 1971-07, страница 39

Юный техник 1971-07, страница 39

Но почему я завел разговор на эту тему в беседе, адресованной вовсе не будущим испытателям, а людям самых разных земных профессий? Ремесло летчика-испытателя, во многом опережающее свое время, может быть смело названо про-образным для большого ряда других специальностей. 'И не только по характеру труда, в котором удивительно тесно сочетаются физические и умственные дарования человека, но и по отношению к делу. Ведь на самых передовых предприятиях страны, самым передовым рабочим уже сегодня предоставлено право ставить на готовое изделие свое личное клеймо. Что это значит? Это значит, что человеку дано право быть самому себе и своим товарищам, обрабатывавшим деталь до него, ОТК. Даром такое право не дается. Его надо заслужить высокой профессиональной подготовкой и безукоризненной частностью!

Я утверждаю: всякий настоящий мастер должен быть, подобно летчику-испытателю, безукоризненно честным в профессиональном отношении человеком. И к этому следует себя готовить заранее.

Если вы положите цементный раствор на сухо)й кирпич, этого, возможно, никто не узнает, не заметит. Но истечет очень немного времени — и работа ваша пойдет правом: цемент растрескается. Если вы приклеите резиновую заплатку на велосипедную камеру, предварительно не зашкурив и как следует не обезжирив соединяемые поверхности, то и это на первых по-рах может пройти незамеченным. Только резину не обманешь. Заплатка очень ско-ро' отлетит.

Короче говоря, обмануть заказчика, приемщика, контролера не такая уж хитрая штука. Но материал, машину, природу не обманешь. Раньше или позже недобросовестность непременно вскроется, даст о себе знать, будет обнаружена.

Пожалуйста, не подумайте, что я завел этот разговор, подозревая всех в "нечестности, в желании жить не по совести и прочих грехах. Нет. Просто натуре человеческой свойственны изъяны, или, как любят говорить бюрократы, «некоторые недоработки». Вот на эти недоработки надо обязательно обращать внимание, иначе от них не избавиться.

Прислушайтесь к голосам наших выдающихся предшественников: «Правда созревает иногда очень медленно, но она никогда не дает пустоцвета» — это сказал Виктор Гюго. «Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство» — это сказал Бальзак. «От повторения правда не портится» — Максим Горький. «Самое святое для меня — правда» — это сказал Кеплер.

37