Юный техник 1972-10, страница 55

Юный техник 1972-10, страница 55

отличники, а есть, увы, и отстающие. Ну а самый главный класс — на помосте, у глазка печи.

Вот брызнуло ало и разлилось сияние — это девчонка-подавальщица ловко набрала на конец трубки-ксамодувки» из горшка ком стеклянной массы. Здесь нужен точный глаз и расчет: не перебрать лишку, да и недобрать тоже .нельзя. Передала трубку парню-выдувальщику, тот жонглирует комом, постукивает по верстаку, следит, как медленно и плавно раздувается алый, пышущий жаром пузырь, «баночка» поместному. Еще миг, и пузырь опускается в пресс-форму, нажим ногой на педаль, две-три секунды, и темно-гранатовым светом переливается небольшая рубчатая ваза. А рядом ловкими и стремительными движениями кто-то формирует нежно-зеленое, как лист березы, изделие. Цветные блики скрещиваются в жарком воздухе, он на мгновение вспыхивает, как радуга, фейерверком праздничного салюта.

Красиво? Конечно.

Но... стоит ли? Ведь вот так же, теми же движениями, с той же ухваткой и сто, и двести лет назад на берегах все той же ллавной Гусь-реки, что течет по плоским лесистым равнинам Мещеры, работали отцы и деды этих парней и девушек.

Так же выдували гладкую, тяжеленную от примеси окиси свинца хрустальную посуду, так же склонялись над шлифовальным кругом, над медным колесиком, обсыпанным наждачной пылью, нанося четкую грань, в глубине которой рождался синевато-фиолетовый блик благородного света.

Нет, речь идет не об условиях труда, не о том, что на смену каторге заводчиков Мальцовых революция принесла радость свободы, чувство радости и гордости мастеровому человеку, сделала его хозяином жизни.

Речь идет о том, что сохранился сам принцип ремесла, о том, что и сегодня умелец всему делу венец, его руки, расчет, точность глаза, знание.

Не странно ли, на самом хрустальном заводе, совсем рядом с четвертым цехом-школой работает мощная ванная печь непрерывного действия для варки хрусталя, за разработку которой большая группа ученых, инженеров, рабочих удостоена Государственной премии, а в четвертом цехе варят хрусталь в горшках? Там автоматика подает беспрерывно шихту и бой стекла в печь, здесь в каждом из небольших керамических «горшков» — тиглей варят стекло иного состава и не гонятся за количеством, так сказать, «поспешают медленно».

И что уж совсем удивительно — парню или девушке, которых принимают после строжайшего отбора в заводскую школу мастеров, откровенно завидуют молодые люди, работающие на самых совершенных, умных машинах, которыми до предела насыщено производство.

Отчего так?

Спросил я об этом мастера-инструктора Касатова. 'Подумал Михаил Александрович, сощурился и сказал:

— Да как сказать? Выходит, знаем мы тут такое особое «петушиное слово», вот и тянутся к нам ребята...

Ну, про «петушиное слово» я уже и до этого слыхал. Пошло это поверье с тех стародавних времен, когда жил меж мастеров ревнивый дух соперничества, когда каждая семья хранила в тайне и передавала от отца к сыну фамильные секреты мастерства, рецепты варки хрусталя особого качества. Стояли в огородах черные, прокопченные сарайчики — «гуты», и глухими ночами, втайне от людских глаз, колдовали над новыми смесями бородатые стекловары, варили на >пробу малые

4*

51