Юный техник 1973-01, страница 57

Юный техник 1973-01, страница 57

— Ну как там? — как бы между прочим начинает он разговор, когда нет-нет да и заглянет к нему Аманшин.

«Там» — это в том цехе, где, быьало, суровый с виду мастер подойдет к верстаку Виктора и как бы между прочим заметит: «На следующий разряд пора. Подавай на пробу». Знал он, кто на что горазд, из кого выйдет толк.

Под его началом Аманшин стал инструментальщиком седьмого разряда — специалистом высшей квалификации — чс^ез три года после окончания ФЗУ.

Виктор много и упорно работал. Когда штампы его конструкции помогли заводу заменить ручное производство штамповочным, никто уже не говорил. «Брось, Виктор, всякой чепухой заниматься! Что ты взялся себе мозги выкюучивать? Думаешь, на заводе грамотных инженеров нету?..»

На фронт он ушел в первые дни войны.

Западный фронт, Северо-Западный... В сорок четвертом на Втором Прибалтийском фронте стал Аманшин коммунистом.

— Тогда я был старшим мастером артиллерийско- технической службы Третьей Ударной армии, которая чуть позже, проложив дорогу через болота — их немцы считали непроходимыми. — с тыла взяла Невель без единого выстрела. Так вот: мы расположились в лесу, ремонтируем, приводим в порядок орудия, пулеметы. Вызывает меня к себе начальник службы и говорит: «Ты, Аманшин, не в курсе?» — «Не в курсе чего, товарищ майор?» — «Командарм Юшкевич тебя вызывает. Не знаешь почему?» — «Понятия не имею. Мижет, это ошибка? Первый раз слышу, чтобы командующий армией вызывал к себе старших сержантов»'

Штаб-квартира командующего — как крепкий грибок: избушка в лесу на берегу небольшого озера. Приехал я, доложил о себе.

— Я думал, ты постарше, — сказал генерал. — Садись, поедим. Ну, рассказывай теперь все, что знаешь о себе, а я послушаю. .

Пока я говорил, он ни разу не задал ни одного вопроса. Потом взял телефонную трубку и приказал своему заместителю по артснабжению подготовить документы на присвоение мне офицерского звания А мне: «Поздравляю со званием младшего техника-лейтенанта. Видел я твою работу. Желаю удачи! Работай, как и раньше...»

Прибалтика. Польша. От озера Селигер до Берлина прошли по ухабам фронтовых дорог автолетучки Третьей Ударной армии. Из полка в полк, из одной дивизии в другую. В любую погоду, любыми средствами они обязаны были приводить орудия и оружие армии в боеспособное состояние.

Среди многих знаков отличия и наград до сих пор хранится у Виктора Петровича уже чуть поблекшая от времени грамота за подписью командующего группой советских оккупационных войск в Германии маршала Чуйкова. В ней сказано, что она «выдана старшему технику-лейтенанту Амаяшину В. П. за активное участие в рационали-заторско-изобретательской работе, дачу ценных предложений и проявление творческой инициативы при выполнении заданий командования».

После демобилизации Аманшин возвращается на свой родной КЭМЗ. Завод в то время осваивал производство нового телеграфного оборудования. Одна из проблем, возникающих обычно в таких случаях, — выбор способа изготовления ответ-

57