Юный техник 1973-01, страница 59

Юный техник 1973-01, страница 59

виртуоза и дар художника. Представьте себе скульптурную композицию «Бой на Чудском озере» размером со спичечный коробок, и вы поймете, почему Аманшина в шутку называют «потомком Левши».

И в своем ремесле Виктору Петровичу искусности не занимать. На одном из штампов, сконструированном и изготовленном Аманшиным, получили 4,5 миллиона деталей вместо положенных 150—200 тысяч. («В музей этот штамп, что ли, сдать, — шутили ребята, — или пусть еще поработает?») И дело тут не в материале, из которого он изготовлен. Секрет долголетия штампа в ювелирной точности параметров, в чистоте и качестве обработки. Выполнение этих условий — сложная техническая задача. Виктор Петрович всегда решает ее блестяще.

В отличие от легендарного Левши (помните, у Лескова Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полу соннику, а арифметики мы нимало не знаем») ему приходится сегодня иметь дело не только с «молоточком и накова-ленкой», но и с машинами, требующими знаний современного инженера. Многооперационные штамповочные станки-автоматы конструкции слесаря-инструментальщика Калужского электромеханического завода, Героя Социалистического Труда, делегата XXIV съезда КПСС Виктора Петровича Аманшина по-своему опровергают конец сказки Лескова: «Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле». Есть, и не только в Туле!

Личное клеймо — высший знак доверия рабочему. На клейме Аманшина («Для чего оно ему? — заметил кто-то. — Аманшинскую работу и так видать!») две цифры «1 — 5» (рабочее место и номер цеха).

Изделия с этим клеймом проверке ОТК не подлежат. Знак «1—5» означает: качество гарантировано.

— Вы не видели «Шабер»? — как-то в разговоре спросил меня редактор заводской многотиражной газеты Вадим Николаевич Калашников.— Эта стенгазета, вроде «Окна сатиры», создана по идее Аманшина. Карикатурист он отличный... Но что удивляет меня в этом человеке — это поразительная внутренняя организованность. Шутка ли — выполнить свой производственный пятилетний план за два года!

...Наступил вечер. Гости и друзья разъехались. Стало посемейному тихо и уютно. На тропинке, ведущей от дачи Аманшиных к Оке, мы задержались. С реки потягивало сыростью, и Виктор Петрович накинул на плечи жены пиджак. В лучах заката вспыхнули на нем ордена, и среди других новый — Октябрьской Революции.

Школьный учитель Фадеев был проницательным педагогом, зорким и способным художником, но прощальное: «Помяни меня, о своей глупости ты еще пожалеешь!» — это его пророчество в жизни Виктора Петровича Аманшина не сбылось.

59