Юный техник 1973-03, страница 32

Юный техник 1973-03, страница 32

пулеметов... Таковы последствия града — стихийного бедствия, конечно, менее страшного, чем землетрясение или тайфун, но тоже приносящего немалый ущерб.

Трудно оценить убытки от града в масштабах планеты, но для многих стран они известны: например, в США ежегодные потери оцениваются в 300 млн. долларов. Природа распорядилась довольно коварно, выбрасывая самый крупный град именно там, где вред от него наибольший, там, где растут особо ценные южные культуры — табак, цитрусовые, чай, хлопок, персики... Но больше всего от маленьких секущих кусочков небесного льда страдают виноградники.

Обычно град выпадает днем, между 12—18 часами, и очень редко ночью. В некоторых случаях градовое облако неподвижно «висит» на месте и «стреляет» по одному пятачку, но чаще всего град идет полосой шириной до 15 км и протяженностью более 100 км. Там, где протянулась эта дорога, — полегшие посевы, обмолоченные колосья, побитая ботва, сорванные листья, почки, цветы, плоды, погибшие птицы и мелкие животные. Отсюда вполне понятен интерес к проблеме возникновения и развития града, попытки понять сущность этого явления и найти пути борьбы с ним.

Объяснить возникновение града пытался едва ли не каждый ученый, начиная с Декарта, выдвигая порой самые фантастические предположения. Однако вплоть до последних лет град продолжал чинить разрушения. Мысль о том, что в «проклятые» тучи, несущие смертельную угрозу полям, надо стрелять, очевидно, возникала у многих, как только военная техника достигла необходимого уровня. Но все равно стрельба из специально сконструированных противоградовых мортир оказалась скорее жестом отчаяния, чем продуманным мероприятием. Стреляющие хотели разметать мощное облако, не понимая, что энергия, заключенная в небольшом грозовом облаке, значительно превосходит энергию разрыва самого крупного снаряда. В конце концов убедились, что эффект такой стрельбы близок к эффекту от молебнов или колокольного звона. Артиллерия была осмеяна и забыта, с тем чтобы спустя много лет снова появиться, но уже в качестве инструмента, способного активно вмешиваться в происходящие события.

Первые попытки научного подхода к активному воздействию на развитие облака были сделаны в нашей стране еще в 30-х годах коллективом ученых под руководством профессора В. Оболенского. С одной стороны, ученые стремились стимулировать, ускорять естественные процессы, происходящие в облаке, вызывая дождь, и с другой — предотвращать нежелательные осадки в виде града. Проведенные тогда исследования показали, что в некоторых случаях состояние атмосферы неустойчиво и сравнительно ничтожной энергией можно нарушить равновесие и дать начало осадкам. Но работы ученых прервала война, и лишь после 1956 года их возобновили снова.

Как же подошли исследователи к изучению характера града? Сначала измерили скорость ветра вокруг областей возникновения бурь и в некоторых доступных точках внутри них. Затем те же области изучались с помощью радиолокационных средств, которые давали уже трехмерную развертку облаков, содержащих водяные капли или градины размером более 0,2 мм (нижний предел чувствительности радара). Так появилась возможность определения размеров водяных капель и градин.

На основании полученной информации и сравнительных наблюдений за конвективными бурями, порождающими град и снег, стали определять области возникновения града. Конвективные бури, из ко

30