Техника - молодёжи 1983-09, страница 58

Техника - молодёжи 1983-09, страница 58

можно ли

заменить сердце?

ВЛАДИМИР КОВАНОВ, академик АМН СССР

ЗА ГРАНЬЮ НЕВОЗМОЖНОГО

2 декабря 1982 года мир облетело сенсационное известие: человеку имплантировано искусственное .сердце! Уникальная операция успешно проведена руководителем кафедры сердечно-сосудистой хирургии медицинского центра университета в Солт-Лейк-Сити доктором Уильямом Де Врис. Больной Барни Кларк, страдавший тяжелым, неизлечимым сердечным недугом, согласился на отчаянный эксперимент — замену своего изношенного сердца искусственным.

Вскоре после операции Б. Кларка уже показывали по американскому телевидению, и он в течение двух с половиной минут беседовал с хирургом. На вопрос, какие неудобства доставляет пересаженное сердце, Кларк ответил: «Никаких. К этой штуке можно привыкнуть. Сначала было тяжело, это верно, но само сердце качало нормально. Вообще приятно сознавать, что смог принести пользу людям. Скажу так: дело стоит того, если окажешься перед выбором — смерть или операция».

С момента установки протеза несколько раз возникали аварийные ситуации, грозящие больному неминуемой смертью: утечка воздуха из легких в грудную полость (это могло привести к параличу дыхания), судороги, вызванные побочным действием на организм различных лекарств. Оправившись

НА ПЕРЕДНЕМ НРАЕ НАУНИ

от спазмов, особенно усилившихся на седьмой день после операции, Кларк нашел в себе силы сказать хирургам и врачам, дежурившим у его постели: «Не сдавайтесь!»

Борьба за жизнь продолжалась постоянно — днем и ночью. Дважды больного переселяли в подготовительную палату, но каждый раз вынуждены были переводить обратно в специальную. Давали о себе знать легкие и почки, которые причиняли Кларку тяжелые страдания еще до пересадки. Вслед за улучшением состояния неожиданно вышел из строя входной клапан в левом желудочке протеза. Операция по его замене прошла успешно. После этого серьезных осложнений не возникало, но хороЩим состояние больного назвать было нельзя. Легкие и почки держали персонал в постоянном напряжении. Ощущались также последствия острого мозгового синдрома, объяснявшегося, по мнению врачей, обилием крови, поступавшей в мозг, привыкший к низкому уровню кровообращения. Бред, потеря памяти и ориентации наступали внезапно, непредвиденно. Если Кларку задавали вопросы, он выглядел озадаченным. Иногда не мог ответить, была ли у него операция и какая. ♦ Я потерял разум», — говорил он по этому поводу... И вот снова наступило ухудшение: начали сдавать почки, открылась рвота с попаданием рвотных масс в легкие. Это привело к вспышке пневмонии. Резко поднялась температура. И хотя сам протез более трех месяцев работал безупречно, вживления механического сердца не произошло. Спасти его владельца уже не представлялось возможным. Через сто одиннадцать дней после операции Барни Кларк скончался. Гибель человека — всегда трагедия. И все же те четыре месяца, которые прожил Кларк с искусственным сердцем в груди, следует считать большой удачей хирургов, переступивших грань невозможного...

Что же такое искусственное сердце «Джарвик-7», имплантированное Кларку? Протез назван так в честь его конструктора Роберта Джарвика и состоит из двух симметричных искусственных желудочков без предсердий с входным и выходным клапанами. Каждый желудочек разделен диафрагмой на две камеры: кровяную и пневматическую. В последней с помощью электропневматического привода создается нужное давление или вакуум, при этом кровь из кровяной камеры вытесняется в артериальное русло, а затем вновь заполняет ее. «Джарвик-7» предварительно испытали на теленке весом 100 кг, который прожил с ним 268 дней. Одним из осложнений,

обнаруженным в эксперименте, бы ло отложение солей кальция на диафрагме. Однако конструктор протеза утверждал, что у человека таких осложнений не будет, сердце сможет работать в течение года, а возможно, и четырех лет.

К недостаткам конструкции Джарвика следует отнести громоздкость аппаратуры, вес которой составляет 170 кг: сюда входят резервный привод, аккумуляторные батареи, компрессор и вакуум-насос, а также регистрирующие приборы. Пациент связан с аппаратурой, подключенной к электросети и резервным источникам электропитания двенадцатиметровым шлангом. Если бы Кларк смог передвигаться, он вынужден был бы толкать впереди себя тележку со всеми приборами. Вес самого искусственного сердца «Джарвик-7», вставляемого в грудную клетку, 280 г. Давление поддерживается на уровне 140 иа 80, при этом обеспечивается пульс 90 ударов в минуту. Данные показатели можно изменять в ту или другую сторону.

Подобные операции делались и раньше: американский хирург Д. Кули, например, еще в 1969 году имплантировал человеку протез, сконструированный аргентинским врачом Лиотти. Он состоял из дак-роновых волокон и пластика и был предназначен для работы в течение нескольких дней, пока не будет подобрано биологическое сердце донора. Операция же, сделанная Б. Кларку, не имеет аналогов по длительности пребывания протеза в груди человека. Она является началом нового этапа в развитии научной и практической хирургии и, несомненно, послужит толчком к совершенствованию конструкций механического сердца и привода, позволяющих осуществлять «вживление» протеза на долгие годы.

А пока предпочтение следует отдать пересадке «живого» сердца донора. В моральном и этическом плане эти операции не нашли поддержки со стороны медиков в нашей стране и в ряде стран Запада, однако, как и в случае с механическим сердцем, они стали настоящей сенсацией.

В начале декабря 1967 года К. Бернард сделал первую пересадку живого сердца человеку. Правда, пациент вскоре умер, так как страдал диабетом. Вторая трансплантация была более удачной: почти два года билось в груди Ф. Блайберга чужое сердце, пересаженное ему умелыми руками хирурга. Пациенты американского профессора Н. ' Шамуйля и француза Э. Арни жили уже значительно дольше. Наиболее длительный срок жизни человека с трансплантатом — более 10 лет.