Юный техник 1973-08, страница 76Несколько лет назад в Кирове, на выставке художественных промыслов, были показаны совершенно необычайные шкатулки. Они горели золотом, переливались зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками. Приглядевшись, можно было различить на поверхности розетки, ромбы, веточки и даже изображение Спасской башни Кремля. Если взять в руки такую коробочку и рассмотреть ее со всех сторон, станет понятным столь сильный оптический эффект. Узор на ней состоит из кусочков самой простой соломки, вырезанных в виде полосок, ромбов, квадратов, кругов, полукружий. Так как на поверхности соломки волокна расположены продольно и они максимально отражают свет лишь в определенном положении, то узор, собранный из элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, и создает эту неповторимую игру рисунка. В Горьковской и (Кировской областях соломкой украшали самые разнообразные предметы: ларцы и шкатулки, рамки и детские игрушки. Для инкрустации применяют чаще всего ржаную соломку, которую собирают в период молочно-восковой спелости зерна в небольшие снопики диаметром около 10 см и длиной до 50—60 см. Заготовлять лучше верхнюю часть стебля: нижняя более грубая и плотная. Естественный цвет соломки достаточно разнообразен: это желтые, зеленые и даже сиреневые тона. Неповторимо золотистым цветом обладает соломка, собранная после обмолота зерна, она дает дополнительные возможности мастеру. Но работать с ней труднее: она ломкая и хрупкая. Можно получить соломку сере-бристо-белого цвета, отбелив ее каким-нибудь отбеливателем — например, слабым раствором перекиси водорода или питьевой 74
|