Юный техник 1973-03, страница 75

Юный техник 1973-03, страница 75

Далеко шагнула слава российской расписной игрушки — семеновских и кировских матрешек, полхово-майданских тарарушек, марийских бочат...

В каждом центре народного художественного ремесла сложились свои приемы росписи, особый облик изделий, собственные композиции, появились излюбленные мотивы.

Сегодня мы рассказываем об основах технологии изготовления полхово-майданской игрушки.

Первый этап работы — токарный. Матрешки, бочата, круглые шкатулки, грибочки для штопки вытачиваются из дерева на станке.

Зачищенную и отшлифованную шкуркой поверхность деревянной игрушки нужно загрунтовать, чтобы краски не расплывались по расписываемой вещи. Грунт — крахмальный клейстер, разведенный до густоты сметаны. Грунтовать рекомендуется тампоном или губкой. Но в некоторых промыслах до сих пор грунтуют старинным способом, при котором достигается хорошее качество. Немного клейстера размазывают по ладоням, берут еещь и, перекатывая между рук, грунтуют.

Грунтовать нужно три раза. После каждой грунтовки изделия должны сохнуть около 15 часов при комнатной температуре.

В вашей пионерсной дружине открывается «Фестивальная мастерская». Используйте для изготовления сувениров X Всемирному фестивалю молодежи и студентов секреты народных мастеров. Сегодня мы рассказываем о техник изготовления полховской нгрушни. Познакомьтесь в «ЮТ» за 1972 год с технологией филимоновсной игрушки (№ I), филиграни (№ 2), витража (М> 3), мозаини (Nt 4), батика (Ni 5), интарсии (№ 7), микролитья (№ 8), скульптуры из соломы (№ 9), инкрустации оловом (М> 11), чеканки и травления (№1 и № 2 за 1973 год).

72