Юный техник 1973-10, страница 69

Юный техник 1973-10, страница 69

Д, ЧИРКОВ

, ИСКУССТВО Щ ПРОСЕЧНОГО
У ЖЕЛЕЗА

Р го рождение относится к са-мым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплеталось в белокаменную резьбу Вла-димнро-Суздальской Русн подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывались сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавкн железа — Устю-Kia Железнопольская н село Уломы.

Очень интересны работы вели-коустюжскнх мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, луднли, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивался в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносился так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от вырубкн орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.

Узор обычно вырубался на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность.

Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного искусства. Может быть, н вы примете участие?

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия могут быть использованы н жесть, и латунь, и красная медь. Все они достаточно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.

74