Юный техник 1975-08, страница 63

Юный техник 1975-08, страница 63

НАША

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дорогая редакция!

Я и мой товарищ Коля Семенцов решили поступать в горный институт, а до этого поработать года два на шахте. Расскажите, пожалуйста, о горном деле.

Кирилл Любашин, г. Енакиево

ЕСЛИ СТАТЬ ГОРНЯКОМ,

Представьте, вы впервые на руднике. Входите в подземный лифт — клеть. Она открыта с четырех сторон, только железные перила до пояса ограждают людей. Перед глазами стремительно движется темная стена горной породы. Время от времени мелькают этажи рудника — тускло освещенные горные выработки, уходящие в недра.

Резкий толчок — клеть остановилась. Рабочая смена выходит в рудничный двор, ничего общего не имеющий с двором, где можно играть в футбол, бегать, прогуливаться в легкой рубашке.

Это громадная камера, в ней полно вагонеток, различных машин, бревен, люди тепло одеты, все в касках.

От двора в разные стороны разбегаются тоннели — штреки. Идите осторожно, с оглядкой. Не поскользнитесь в лужице воды, не попадите под капеж. Прислушайтесь, не шумит ли сзади электровоз, тянущий вагонетки с рудой.

Чем дальше уводит горная выработка, тем тише становится в ней. Справа и слева от нее, словно переулки, отходят выработки поменьше. Они ведут к рабочим местам. В них совсем пусто, только где-то впереди слышен шум работы. Вы наедине с недрами,

с чужой и даже враждебной для человека средой. И если вдруг хотя бы на мгновенье погаснут лампочки, можно наиболее остро ощутить всю непригодность подземного мира для обитания в нем живого. Вечная тишина. Сырость.

Где бы ни оказался человек — в горах, высоко в небе, на воде, в глухом лесу, на Северном полюсе, — всюду он в знакомом мире. И пусть горы опасны, воздух — ненадежная опора, корабль бросают волны, все равно человек видит небо, солнце, ему светло. Словом, привычно.

Под землей привычный облик мира исчезает. Здесь почти все незнакомо, все впервые.

Проделаем еще раз этот путь и осмотрим рудник глазами бывалого горняка.

Входим в клеть. Она полна крепких мужчин, которые из-за теплой одежды становятся шире в плечах. Трогаемся. В полутьме летящей вниз клети начинаются горняцкие разговоры. Суть их — в особых словечках, в оттенках выражений, в ироническом пренебрежении к подземному миру, которое рождено каждодневной встречей с ним. Непрерывные шутки, легкие насмешки друг над другом, громкий смех. Иногда

60