Юный техник 1975-08, страница 65

Юный техник 1975-08, страница 65

поверхности. Горная техника всегда работает с предельным напряжением. Ей приходится преодолевать прочность горных пород (а ведь некоторые из них обладают крепостью лучших сталей), приходится ворочать тяжелые глыбы, транспортировать их, приходится выдерживать давление горного массива, .подземные взрывы, высокую влажность. Поэтому все механизмы под землей, как правило, массивные. Даже обычный телефон в горной выработке превращается в солидный металлический ящик.

Человек в окружении такого мощного оборудования чувствует себя хозяином подземного положения. И если он любит технику, умеет с ней обращаться, то получит большое удовлетворение, командуя горными машинами.

Современный крупный рудник — грандиозное предприятие. В сутки он поглощает до 200 куб. м крепежного леса, до 250 тыс. куб. м воздуха, до 200 тыс. кВт-ч электроэнергии, больше двух тонн взрывчатых веществ. Под землю отправляют в больших количествах рельсы, трубы, металлические стойки и т. л. Из большинства рудников и шахт на поверхность доставляется не только полезное ископаемое, но и... вода. Например, в Донецком угольном бассейне подъем каждой тонны угля сопровождается откачкой почти 3 куб. м. воды, в Пенсильванском бассейне США — 23 куб. м.

Рудники все глубже уходят в недра. На месторождении Колар в Индии золотую руду добывают на глубине 3200 м. В Южной Африке есть рудник, где горные выработки достигли 3,5 км глубины. Специалисты >не видят препятствий для достижения пятикилометровой отметки.

Рудник — это, по сути дела, большой завод, на котором трудятся представители многих профессий. Дело найдется для каждого, на любой вкус. В таком

разнообразии дел, в возможности широкого выбора занятия по сердцу — еще одна привлекательная сторона горного дела. Не нравится спокойная работа — иди в забой, чувствуешь, что не под силу тяжелая рукоять машины — работай в рудничном дворе...

Горное производство держится на трех китах: отбойке руды, ее погрузке и транспортировке.

Отбойку часто производят взрывом. Для этого в пласте бурят шпуры. Перфоратор долбит породу стальным стержнем — буром, который оканчивается стальной или твердосплавной головкой. Головка бьет по скале со скоростью нескольких тысяч ударов в минуту. После каждого удара — поворот бура.

Бурильщик — первый из горняков, вступающий в единоборство с недрами. Пробив в стене нужное количество шпуров, он уступает место взрывнику. Тот проверяет их глубину, направление, очищает от пыли. Затем наполняет шпуры патронами взрывчатого вещества. Последним он кладет патрон-боевик с детонатором.

Затем шпур забивают смесью песка и глины — заряд готов. Взрывник поджигает шнур и уходит подальше от забоя. Маленький огонек, пробежав небольшой путь, приводит заряд в действие. Взрыв! Обычно он происходит одновременно во всех шпурах, которые расположены определенным образом. Отбитая от целика руда сыплется на подошву выработки.

Убрать породу в тесной горной выработке — непростая задача. Для этого необходимы машины, обладающие целым набором свойств, часто противоречивых. Они должны быть маленькие и в то же время сильные, маневренные и тяжелые. И конечно, горняку, управляющему этими машинами, тоже приходится обучаться ловкости, умению споро работать в тесноте.

62