Юный техник 1976-11, страница 53

Юный техник 1976-11, страница 53

— В этом и сложность. Попытайтесь, а я засеку время.

Пила оказалась великолепной. Ее сверкающее лезвие легко, почти без сопротивления уходило в древесину, золотистые опилки брызгали длинной тугой струйкой.

— М-да1 — сказал мастер, критически оглядев мою работу. — Полторы минуты, и плоскость разреза отклонилась градусов на тридцать и по горизонтали и по вертикали. Двойка — другой оценки поставить не могу. А теперь посмотрите, как это делают наши ученики, будущие столяры.

Он выглянул в коридор и поманил кого-то ру^ой. В цех вошел парнишка лет пятнадцати. Мастер кивнул на пилу.

— Вот, Миша, надо отпилить кусок в полметра длиной.

Миша достал из кармана брюк синий беретик, плотно натянул его на голову до самых глаз и, поплевав на руки, с видом заправского мастерового взялся за пилу. Через сорок секунд отпиленный кусок упал на пол, обнажив идеально ровный край.

— Хорошо! — сказал мастер, но юный столяр был недоволен.

— Пила не по-моему заточена, а то бы я еще лучше сделал, — сказал он на прощание.

Первое, с чего здесь начинают, — учатся пилить доски. Самый простой, на непрофессиональный взгляд, процесс оказывается самым сложным. Пилят вдоль и поперек. Своей чередой текут теоретические занятия, дни проходят за днями, недели за неделями, а ученик пилит, пилит, пилит... И вот в какой-то момент он вдруг открывает для себя, что дерево перестало быть для него чужим. И тогда приходит главное — он начинает «видеть» дерево, заранее знает, каким оно станет после обработки, какая вещь получится именно из этой доски, из этого бруска.

Одновременно приходит и но вое отношение к инструментам. Теперь каждый из них ощущается как продолжение собственной руки. Недаром Миша жаловался, что пила заточена «не по его». С самого начала будущих мастеров учат готовить для себя инструменты. Пилу, например, необходимо периодически затачивать и разводить. Операции сложные, быстро их не освоишь. И по мере того 'как инструмент все увереннее начинает «лежать» в руке, все лучше становятся и его рабочие свойства. Каждый ученик готовит инструмент по-своему. Углы заточки, углы отклонения зубьев у каждого свои, обусловленные индивидуальными особенностями мастера. Потому-то так берегут столяры свои инструменты и неохотно дают их в чужие руки: чужой своей манерой работать обязательно нарушит ту гармонию между инструментом и его хозяином, без которой немыслимо истинное мастерство и наслаждение трудом. Разумеется, это относится не только к пилам, но и к рубанкам, сверлам, стамескам. Короче говоря, ко всем инструментам, употребляемым в столярном деле. Теперь для ученика это не просто остро заточенные железки, режущие, сверлящие и долбящие дерево Это верные помощники, помогающие выявить скрытую красоту древесины. Приглядитесь, как умелый, любящий свое дело столяр обрабатывает деревянную деталь. Руки его движутся легко, вроде бы совсем без нажима, без резких движений. Ласково движутся — иного слова не подберешь. И деталь получается легкой, изящной, пря-мо-таки обласканной.

Может быть, это звучит парадоксом, но дерево — органическое вещество — гораздо труднее поддается обработке, чем мертвый металл. Металлическое изделие всегда одинаково, кто

4*

51