Юный техник 1978-08, страница 43Н'ИЮ, и способность вовремя отказаться от неоправдавших себя идей. Рассказывая о том, как он работал над теорией относительности, Эйнштейн признался: «Новые идеи приходили мне в голову каждые две минуты, но я умел отказаться от них...» И «ЛЕГКОСТЬ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ». Чем больше идей возникает у творческого человека, тем лучше, причем совсем не обязательно, чтобы все идеи непременно были правильными. Еще двадцать лет назад видный американский ученый А. Осборн писал: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу». Крайне важна для творческого человека «СПОСОБНОСТЬ К ДОВЕДЕНИЮ ДО КОНЦА». Причем речь идет не просто о настойчивости, о волевом настрое, а именно о способности к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла. Мы рассмотрели некоторые — только некоторые — способности, которыми должен быть наделен творческий человек. И вы уже заметили, наверное, что они ничем не отличаются от обычных мыслительных способностей. В той или иной мере этими способностями наделен каждый человек, каждый может их у себя обнаружить. Они только выражены у одного человека сильнее, а у другого слабее и по-разному сочетаются между собой. Это сочетание, каждый раз неповторимое, новое, и обусловливает способности человека к той или иной деятельности. — Отталкиваясь от вашей последней мысли, я затрону другой вопрос. Известно, что в пяти поколениях семьи Баха было шест надцать композиторов с разной, правда, степенью популярности. Известно, что прапрабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. Не следует ли из этого, что счастливое «талантливое» сочетание способностей передается по наследству? — А как объяснить тогда, что такие выдающиеся, талантливые люди, как, например, Фарадей, Ломоносов, Кант, Ньютон, Лаплас, Кеплер, были сыновьями ничем не выдающихся бедных крестьян или ремесленников и росли в обстановке, которая мало могла помочь формированию таланта? Или такой пример: сын великого немецкого математика Давида Гильберта внешне был крайне схож с отцом, и однажды математик заметил: «Все у него от меня, а вот математические способности — от жены». Короче, нельзя говорить о том, что талант непременно передается по наследству, как, впрочем, нельзя говорить и о том, что он не передается. Здесь интересно и важно другое: как воспитать те врожденные задатки, которые есть у человека, чтобы позволить ему раскрыть себя наиболее полно и эффективно. А в самом деле, как? Современные психологи считают, что рекомендаций на этот счет может быть дано много. Одна из самых главных — развитие в себе склонности не к слепому заучиванию и запоминанию, а к пытливости и самостоятельности. В воспитании творческих способностей, если говорить о науке, огромное значение имеют так называемые «школы». Э. Ре-зерфорд воспитал целую когорту нобелевских лауреатов. Многие наши ведущие физики — ученики академика А. Ф. Иоффе. И дело не в том, что этим ученым, возглавлявшим свои «шко 39
|