Юный техник 1978-11, страница 68

Юный техник 1978-11, страница 68

кастрюлю и залейте водой. Воду предварительно подсолите из расчета 4—5 столовых ложек поваренной соли на один литр воды. Древесину варите на медленном огпе примерно в течение двух-трех часов, а после варки просушите при комнатпой температуре. На сушку потребуется не менее двух недель. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород, так пак такая древесина чагце растрескивается. чем мягкая. Русскую печь с успехом могут заменить духовка или сушильный шкаф, который имеется в каждой школе. В них древесину достаточно выдержать примерно два-три часа нрп температуре 60—80°. Но какой бы способ сушки вы ни применяли, обяза тельпо нужпо учитывать, что более крупные куски дерева высыхают гораздо медленнее. чем мелкие.

Но если все же по каким-либо причинам вам пришлось работать с недостаточно хорошо про-сушенпой древесиной, а по время работы пеобходнмо делать продолжительные перерывы, не-окопченпую работу зарывайте в стружки. полученные при резьбе.

Подготовив рабочее место, пн стру менты и материалы, можно приступать к работе пад камер пой скульптурой. Правда, инструменты и древесину придется пока отложить в сторону. Из глины, пластилина или эглнна вы лепите виачилс эскиз будущей работы При работе с этими ма териалами у вас откроются пш рокие возможности поиска благодаря их высокой пластичности Если скульптура из дерева создается удалением липшего материала, то из глины и нласти лина она создается также и наращиванием пластических обт. емов. В дереве, как и в других твердых материалах, такой возможности нет одно Ш'осторож-ноо движенв" стамэски — и

ошибка чаще всего непоправи ма. Поэтому для скульптуры из любого материала, как правило, зек из выполняют из глины или пластилина. Но, работая над эскизом, пе забывайте, что в конечном итоге работа будет выполнена из дерева, а деревянная скульптура должна быть мопо-литпой и компактпоп. Если в металлической скульптуре допустимы далеко отстающие от основной массы детали, то в де реве они будут казаться «чужи ми». Прорабатывая объемпые формы, одновременно следите за силуэтом. Хорошо найденный силуэт имеет в скульптуре большое значепие.

Когда эскиз будет завершен, руководствуясь его габаритными размерами (высотой, длиной и ширипой), вначале отпилите, а затем вырубите заготовку. Направление волокон у заготовки должпо совпадать с преобладающим направлением предполагав мых порезок. На .«готовку нанесите карандашом основные очер-тапия фигуры.

Теперь возьмите заготовку в левую руку, обоприте ее па то реп и осторожно выполняйте зарубку. срубия древесину остро отточонпым топором по форме и силуэту. Средпей частью топора срубайте 'выступающие куски, а носиком выбирайте заглубленные участки. Чтобы удобно было работать, локоть правой руки должен упираться в правую бедренную кость. Такое положение руки обеспечивает хорошую точность удара Не спешите рас статься с топором, а работайте им до тех пор. пока пе будут исчерпаны все его возможности. Только тогда в руки можно будет взять полукруглую (гамсску

Грубую проработку чорм на пачалыгом этап? выно.п чйте широкими стамесками, осторожпо спимая топкую стружку и постоянно сверяясь с эскизом Не смотря на то, что древесина ли пы оеш м и ольхи имеет срав

о*

67