Юный техник 1979-04, страница 36

Юный техник 1979-04, страница 36

«Глаз» телекамеры — тоже подспорье зрению искусствоведов.

ко видна в углу картины, а искусствоведы не спешат выражать восторга: она может быть ловкой подделкой. Не легче реставратору, когда авторство поначалу не вызывает никакого сомнения — и подпись на месте, и манера вроде знакома. Обнаруживаешь — картина известного художника «подправлена» чужой кистью. Иногда ухитрялись менять не только колорит, а даже рисунок произведения. Реставратору необходимо сквозь наслоения времени и даже ловкий обман разглядеть подлинное. И здесь беспристрастным судьей в опоре, в определении истины часто становится наука — ее объективные, неопровержимые данные...

Мне показали три снимка, выполненные с одной картины. На каждом — изображение, совершенно непохожее на соседние. Это развернутый документальный рассказ о физических исследованиях «Пейзажа» неизвестного художника XIX века из собрания Государственного музея Белорусской ССР. И разнятся эти снимки потому, что они сделаны различными способами: в инфракрасных лучах, в свете видимой люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами, и с экрана монитора инфракрасной телевизионной, установки. В дополнение мне показали рентгенограмму того же пейзажа, не имеющую почти никакого сходства с предыдущими снимками.

— Рентгенограмма дает как бы общее, суммарное изображение красочных слоев, — объясняет Людмила Александровна смысл такого кадрирования. Инфракрасные лучи действуют выборочно, они с завидной зоркостью «смотрят» сквозь наслоения копоти, загрязнений и помутневшего от

времени лака. Потому фотография в инфракрасных лучах особенно многое может сказать исследователю о старых полотнах. Вот как здесь — под «Пейзажем» просматривается портрет.

А ультрафиолетовые лучи помогают определить, какими красками пользовался художник, их химический состав, не прибегая к сложному химическому анализу. С картиной, помещенной в темноте, под ультрафиолетовыми лучами происходит чудо: краски начинают светиться разными цветами — это связано с их химическим составом. В зависимости от него даже краски одного цвета светятся по-разному. К примеру, свинцовые белила излучают свет от белого до коричневатого, цинковые — яркий или приглушенный желто-зеленый, титановые — фиолетовый или фиолетово-коричневый.

Правда, ультрафиолетовые лучи могут определить химический состав красок лишь в первом приближении. Если же его нужно изучить досконально, то здесь уже не обойтись без более тонких химических, физических и физико-химических исследований в лаборатории. Для них ученый, вооружившись иголкой, снимает с картины микроскопическую пробу. Она бывает заряжена информацией огромной познавательной силы. С помощью таких вот мизерных шроб стало известно, когда и какие краски использовались художниками, как с годами менялись их пристрастия и обогащалась их палитра. Все это необходимо знать и для того, чтобы без сомнений разглядеть выдаваемую за оригинал подделку более позднего времени, и для чуткой реставрации бесценного шедевра, и для определения веществ, надолго продлевающих век живописных полотен.

Людмила Александровна извлекает из толстой пачки фотографию и протягивает ее мне. Да это же Матисс, «Танец вокруг на

3 «Юный техник» № 4

33