Юный техник 1979-12, страница 12мешал картонки и разложил но-вый^ «пасьянс». Теперь передо мной был совсем иной узор. Потом еще один... — Согласитесь, похоже на популярную детскую игру где нужно из раскрашенных кубиков сложить картинку, — сказал Шипилевский. — Вот мы и подумали, что, если и рельеф на поддоне бетонной формы делать не сплошным, а наборным. Стали рисовать различные картинки разбивать их на квадраты. Но скоро заметили: сложные рисунки складывались из очень большого числа непохожих квадратиков. Для некоторых изображений их требовались многие десятки .. Поняли быстро — для ДСК столь сложные «игры» не подходят. Тогда попробовали рисунки максимально простые. Получилось, чем проще рисунок, тем меньше нужно разных элементов. Мало того, из одинако вых и самых примитивных элементов удается придумать и бо ыпее число оригинальных орнаментов! Теперь идею можно было «оформлять» для практиков. Рельеф на поддоне набираем из отдельных частей, мы их называем матрицами. Форма матрицы может быть любой — прямоугольник квадрат, ромб, шестиугольник и так далее. Лишь бы они могли вплотную прилегать друг к дружке, чтобы образовать единыи ковер. Каждая матрица несет на своей поверхности так называемый первичный элемент рельефного орнамента, скажем, углубление в форме четвертькольца или не что вроде буквы У. А всего мы выявили около двух десятков первичных элементов, из которых можем сегодня составить сотни орнаментов — от простейших до самых изысканных национальных. Переставляя матрицы в бетонной форме, удается печатать на плитах всягагй раз новые рельефы... У Шипилевского начинался практикум, и он пригласил меня побывать на нем. То, что я увидел, придя на кафедру, слегка напоминало «колдовскую кухню . Двое молодых людей склонились над вместительной бадьей — один тщательно перемешивал в ней темную жидкость, другой взвешивал и засыпал туда какие-то порошки, подливал что-то из огромных бутылей. — Готовим полимерную композицию, — объяснил один из студентов, когда я спросил, над чем они тут колдуют. — Жидкость в ведре — эпоксидная смола, главный связующий компонент. Порошок — мелкие графитовые гранулы, так называемый наполнитель, то, что составляет основную массу нашего композиционного материала. У жидкости, которую я только что влил, очень сложное химическое название, проще назвать ее отвер-дителем. Это вещество вступает в реакцию с эпоксидной смолой, в результате жидкий материал превращается в твердый. А эта жидкость' — пластификатор — нужна, чтобы полимер не был слишком хрупким. Тем временем «варево» было готово, студент подхватил бадью у*
|