Юный техник 1979-12, страница 21

Юный техник 1979-12, страница 21

красотой, ии долговечностью он не отличается.

Но даже шли не говорить о почти впустую потраченном времени, все равно остается одно важное соображение: строя свою крепость, Петя одновременно уничтожал чужой' труд, труд многих людей, делавших спички. Отвлечемся от денежного выражения этого труда, оно невелико — всего три рубля за триста коробков спичек. Но любой труд имеет, кроме материальной, еще и другую ценность, которую никакими деньгами не выразить.

«Племя у тамров потеряло огонь...» Так начинается одна интереснейшая книга. Написал ее Ж. Рони-старший, а называется она «Борьба за огонь».

Уламры переходили вброд реку, и вода загасила пламя, хранимое в ивовой плетенке, обложенной изнутри плоскими камнями. Эти люди, жившие во времена мамонтов, еще не умели добывать огонь, они когда-то давным-давно подобрали головешку от воспламененного молнией дерева и из поколения в поколение поддерживали если не пламя, то хотя бы тлеющие угли. II вот теперь огня нет. Это грозило холодом, болезнями и вымиранием.

Вы улыбнушсь: что за аналогии с доисторическими временами? Но я вспоминаю: как хотелось, читая эту книгу и вместе с ее героями переживая опаснейшие приключения, каким-нибудь йЪлшебным способом через тьму веков подбросить уламрам спасительный коробок спичек! Тот самый, который для меня не представляет почти никакой ценности, потому что его можно купить всегда и везде за °Дну копейку. А для уламров... Для уламров он был бы соизмерим с жизнью.

Правда, тогда сразу кончились бы все приключения. Но спасе

ние племени, наверно, стоило бы этой жертвы...

Однако экскурс в историю кому-нибудь из вас может показаться неубедительным. Сейчас-то спички есть, они доступны всем, и можно рассудить так: Петя купил их (Следовательно, заплатил за труд), а как использует, это его дело.

Но тут есть одна тонкость. За хлеб мы тоже платим, и тоже копейки, а использовать куски хлеба, к примеру, в качестве метательного орудия всегда считалось делом безнравствен ным.

Есть в нашей жизни вещи до того привычные, что мы считаем их вечными и незыблемыми. «Сбегай в булочную», — говорит вам мама, и на столе появляется хлеб. В солонке у вас всегда есть соль. Рядом с газовой плитой лежит коробок спичек. Вы не думаете об этих вещах, они просто есть, и все. А думаете, 'например, о новом футбольном мяче или о велосипеде. Но это сейчас, в дни мира, который, мы верим, будет вечным. Люди старшего поколения помнят войну. Им памятна цена простых вещей в дни бедствий. Хлеб выдавали по карточкам — четырес а, триста, а в блокадном Ленинграде одно время даже сто двадцать пять граммов в день. За буханку хлрба можно было купить рояль. Соль продавали на базаре чуть ли не наперстками, и цена ее была соизмерима с ценой хлеба.

А спички — их просто не было. Выручал способ, известный как раз с доисторических времен: люди носили с собой кремень, кресало и трут.

Но сколько бы вам ни рассказывали о войне ваши отцы и деды, представить ее тому, кто не пережил, трудно. Поэтому я приведу еще один пример из книги, всем вам хорошо известной. Это «Таинственный остров» Жю-ля Верна. В чем нуждались в

2*

19