Юный техник 1980-05, страница 50например, ноги механическими, она просто посадила свой «коттедж» на куриные лапы. — Но ведь это сказка, — возразите вы. — В сказках всякое бывает. Да и нужно ли заставлять дом вертеться, не проще ли обойти его самому? А знаете ли вы, что замечательный французский архитектор Jle Корбюзье мечтал о доме, чем-то напоминающем эту сказку, только с поправкой на XX век. Его воображению рисовался дом-машина, который бы двигался, производил все необходимое, постоянно перестраивался. Вот вам и сказка-небылица. Так что давайте продолжим разговор в зале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где открылась выставка работ молодого архитектора Вячеслава Ко-лейчука. — Мы привыкли, что дом — это что-то монолитное, незыблемое, — говорит Вячеслав. — Не подвинешь стену, не приподнимешь, например, потолок. Мы и мебель, расставленную однажды, переставляем с трудом. Так прочно найдено ей место. Вообще-то мы любим привычную атмосферу дома. Но порой нам что-то мешает, и хочется изменить, «переиграть» обстановку. Однако вот беда, то дом мешает нашим вещам, то вещи — дому. Вот если бы можно было делать дома, позволяющие человеку без коренной ломки перестраивать, трансформировать жилище. В природе, заметим, почти нет жестких связей. Люди, животные, птицы свободно перемещаются в пространстве, легко управляют своим телом, принимая удобное для себя положение... Вот я и подумал: что, если и дом наделить суставами и мышцами? Я покажу вам простую модель, которая пояснит мою мысль... Честно говоря, выражение «мышцы для дома» я восприняла .скептически. Да и экспонат, перед которым мы остановились, не вызывал похожих ассоциаций. Это была геометрическая фигура из блестящих стержней и нитей, по форме напоминающая замысловатый кристалл. Он едва касался подставки — кажется, дунь, и стальное кружево оторвется и улетит вверх. Но впечатление было обманчивым. Дотронувшись рукой до стальных «струн», я поняла, что «раскачать» кристалл непросто. Натянутые до предела, струны цепко держали всю конструкцию. Я попробовала еще раз испытать ее прочность — повесила на струну связку ключей. Стальная нить не дрогнула. — Чаще всего прочность конструкции строители видят в толщине, массивности деталей. А ведь можно использовать натяжение отдельных элементов, и это придаст ей не меньшую жесткость, — пояснил мой гид. Между тем Вячеслав потянул одну из нитей, связанную со стержнем у основания конструкции, и вдруг весь «кристалл» пришел в движение. На моих глазах он превратился сначала в куб, потом в тетраэдр, в параллелепипед... Щелкнул затвор — нити натянулись, конструкция напряглась, стала такой же прочной, как вначале. — Загадочного здесь ничего нет, — сказал Вячеслав. — Конструкция построена по принципу ко-стно-мышечной ткани. Выпрямите и напрягите руку. Ваши мышцы натянуты — рука как бы зафиксирована. Если вас сейчас кто-то случайно толкнет, рука останется в том же положении. А теперь расслабьте мышцы — суставы обрели подвижность, положение кисти легко меняется. Так же работает и моя конструкция, только кости заменены в ней стержнями, а мышцы, как вы догадываетесь, нитями, или, правильнее, вантами. Отсюда и название «стерж-невантовая конструкция»... 46
|