Юный техник 1980-05, страница 55

Юный техник 1980-05, страница 55

Теперь маневр на сближение не состоится, аппараты могут разминуться в безбрежности космоса. В распоряжении экипажа секунды, чтобы решить, идти на стыковку или отменить ее.

— Просчитай расстояние!

— Есть, готово! Мимо не пройдем, войдем в зону радиозахвата.

— Будем стыковаться.

— Ну что ж, решение грамотное, корабль шел так, что обязательно попал бы в зону действия автоматики, — прокомментировали действия В. Ляхова и В. Рюмина специалисты. Эта каверзная задачка досталась экипажу на одной из комплексных тренировок в Звездном городке.

Образно говоря, полет, пилотирование начинаются еще на Земле, на тренажерах. Здесь рассказано лишь об одном эпизоде, а ведь таких тренировок у каждого экипажа — великое множество. И легких задач конструкторы не предлагают. Наоборот, онн стараются поставить экипаж в самую сложную, непредвиденную, как говорят космонавты, нештатную ситуацию.

— Мы выходили из тренажера мокрыми, хоть выжимай, — признавались многие летчики-космонавты. Старая поговорка и здесь справедлива: тяжело в учении, легко в бою.

Время старта космического корабля рассчитывается с точностью до сотых долей секунды. Вспыхивает зарево в степях Байконура, и — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее — начинает ракета свой мощный разгон. И вот корабль выходит на околоземную орбиту.

Чтобы он не «рыскал>, а шел точно по курсу, включается система ионной ориентации. Ловушка ионов — две трубки, установленные снаружи аппарата симметрично его оси. Набегающий поток заряженных частиц попадает к ним и преобразуется в электрический сигнал. Если корабль идет

боком, в трубки попадет неодинаковое количество ионов, в датчиках возникнет разность потенциалов. Тогда система командует — выровнять курс. Корабль будет разворачиваться до тех пор, пока ионный «ветер> не начнет дуть прямо в лоб. Теперь в трубки попадает одинаковое количество ионов, и разности потенциалов не возникает. Надежная система.

После выхода на орбиту до цели еще далеко — корабль и станцию разделяет обычно 10— 11 тыс. км. Но корабль летит по более низкой эллиптической орбите и быстрее облетает земной шар, в полном соответствии с законами небесной механики догоняя станцию. В эти часы наземные службы точно измеряют параметры его орбиты, а мощные машины вычислительных центров по этим сведениям рассчитывают, в какое время, в каком направлении космонавты должны включить двигатель, сколько ему надо проработать. Обычно выполняется несколько маневров, которые точно выводят корабль в заданную точку пространства, где ему назначена встреча со станцией.

Стыковка

Это одиа нз самых сложных и ответственных операций.

.— Чтобы понять, в чем трудность этой задачи, давайте рассмотрим простой житейский пример, — рассказывал мне один из специалистов-баллистиков. — На шоссе стоит машина, а вы в другом автомобиле мчитесь к ней со скоростью километров 70 в час. Примерно такой бывает разница в скоростях летящих на орбите корабля и станции. А теперь вам нужно затормозить, на малом ходу подъехать к стоящей машине и тихонько коснуться ее — бампер в бампер. Согласитесь, чтобы

4*

51