Юный техник 1981-03, страница 31которой сопровождается показ диапозитивов (см. фото). Выпускаются так называемые «световые стены», которыми будут оформлять конвейерные цехи заводов. «Световые стены» находя г применение и в медицине. Появились сообщения о применении таких витражей в аэропортах, где пассажиры иногда также попадают в ситуацию вынужденного и бездеятельного ожидания. Особенно перспективным является применение .сеансов «функциональной светомузыки» в замкнутых системах малого объема, где человек вынужден жить и работать в течение продолжительного времени, — зимовки, орбитальные и межпланетные космические полеты, многодневные плавания подводных лодок и т. п. Неудивительно, что в совместный советско-американский справочник по космической биологии и медицине включена небольшая глава «Светомузыка на борту В набинете релансации. космического корабля». Космическая светомузыка, конечно, еще дело будущего. Пока космонавты не испытывают информационного голода, наоборот, они перегружены работой. Иное дело межпланетные полеты. Космонавт Г. Шонин в своей книге «Самые первые» вспоминает, что Сергей Павлович Королев мечтал видеть на борту будущих тяжелых кораблей целую «цветотему» с большой программой «функциональной музыки». Идею эту он заимствовал из фантастической повести «Туманность Андромеды» И. Ефремова. В ней писатель предлагал использовать светомузыку не просто для утоления информационного голода, но и в качестве сигнальной системы, предупреждающей космонавта о приближающейся опасности. И подобного действия «светомузыкальные индикаторы» состояния системы «человек — м -шина», правда для более прозаических, земных объектов, уже разрабатываются, например, СКБ «Прометей» Казанского авиационного 'института. Эти ин-
|