Юный техник 1984-08, страница 41Программируемые синтезаторы кое-где приводят к тому, что техника вообще начинает подменять собой личность исполнителя. Уже не всегда поймешь, рождается ли музыка здесь, в зале, или это «кнопочное» искусство. Вы можете восхищаться мастерством музыканта, а на самом деле он только делает вид, что играет сложнейшую пьесу: синтезатор добросовестно воспроизводит то, что вложено в него заранее в замедленном темпе. Конечно, и программирование синтезатора требует владения инструментом, но не требует особого мастерства. И еще проблема — о ней хочется сказать словами известного советского конструктора ЭМИ Андрея Александровича Володина, получившего золотую' медаль на Всемирной вы ставке в Брюсселе за свой клавишный электроинструмент «Экводин В-9». Вот что он писал: «Приходится только пожалеть, что увлечение чрезмерной громкостью, доступной электрифицированным и электрическим инструментам вообще и в частности электрогитарам, довольно часто превращается в руках «энтузиастов» в какую-то дикую самоцель, заслоняющую собственно музыкальные возможности этой новой техники». Разумеется, проблемы эти не всеобщие. Многие исполнители не поддаются соблазнам облегчить себе жизнь с помощью техники, и мастерство их можно оценивать самыми высокими мерками. С. ГАЗАРЯН Рисунки А. НАЗАРЕНКО ЕКЦГСЯ ЭРУДИТА АКВАЛАНГ У КАШАЛОТА Кашалот — лучший ныряльщик из всех млекопитающих. Он может опуститься на глубину более километра и провести под водой больше часа! И это тем более удивительно, что легкие у кашалота очень маленькие, вдвое меньше по отношению к весу, чем даже у сухопутных животных! Где же берет кашалот запас воздуха для своих подводных прогулок? Исследования показали — в ноздре. Сама ноздря у кашалота заросла, но носовой проход сохранился. Мало того, в процессе эволюции он развился настолько, что вмещает такой же запас воздуха, как и сами легкие. Воздух из этого своеобразного акваланга и использует кашалот под водой по мере необходимости.
|