Юный техник 1986-02, страница 61

Юный техник 1986-02, страница 61

профессии, а уж потом о том необычном, что выделяет ее среди множества других.

Вдумаемся, почему раньше говорили — полет в космос, а сейчас все чаще — экспедиция на орбиту? Сближение корабля с орбитальной станцией, стыковка, посадка — на все про все уходит двое-трое суток. А научную работу на борту «Салюта» экипажи ведут теперь месяцами. И программа ее чрезвычайно разнообразна. Астрономия и астрофизика, биология и медицина, технология и геофизика — я называю лишь основные направления, да и то не все. А ведь в каждом множество тем, разнообразные эксперименты.

Возьмем для примера хотя бы космическую технологию. Экипажи выращивают на станции кристаллы, экспериментируют с различными полупроводниковыми материалами. Значит, основы кристаллографии знать нужно? Бесспорно! Доведенные до автоматизма навыки работы с самой современной аппаратурой им потребуются? Вопрос, сами понимаете, чисто риторический — а как же иначе. Ученые Института электросварки имени Е. О. Па-тона создали для космоса сначала стационарную, а потом и ручную установку для электронно-лучевой сварки, резки, напыления. И экипажи, естественно, начинают осваивать одну из самых современных областей сварочного производства. Физики предлагают включить в исследовательскую программу опыты с электротопографом — этот прибор дает своего рода электрическую «фотографию» поверхности, замечая мельчай

шие трещинки, дефекты. Значит, садись за физику.

А тем временем биологи намерены проверить, как пойдет в невесомости электрофорез — на Земле с помощью этого процесса разделяют вещества на фракции. В условиях гравитации добиться идеальной очистки трудно, да и обходится она дорого, а в мире без тяжести стоит попробовать. И космонавты штудируют микробиологию. Замечу, кстати, что на установке для электрофореза «Таврия» ряд экипажей сумел получить эталонные вакцины, другие сверхчистые препараты, необходимые медикам и биологам. Специалисты уже прикидывают не только научную, но и экономическую эффективность этих работ — не исключено, что получать некоторые вещества на орбите будет проще и дешевле, чем на Земле.

Но вот, кажется, нехитрое дело — наблюдения Земли и океана из космоса. Плаваешь около иллюминатора, сочетая приятное с полезным, и науку двигаешь, и прекрасными пейзажами любуешься. Ан нет, и к таким исследованиям надо готовиться самым тщательным образом. На специальном само-лете-лаборатории экипажи летают над теми районами, которые им предстоит изучать с орбиты, присматриваться к ориентирам, учатся отличать различные геологические структуры. Александр Иванченков после такого полета совсем не шутя заметил:

— Карту Памира я теперь по памяти нарисую, не сверяясь с атласом.

Ученые — организаторы экспериментов — постоянно

57