Юный техник 1988-12, страница 23

Юный техник 1988-12, страница 23

сквозь иллюминаторы уже ничего не различишь. Такие общительные!

Время от времени креветки по своей воле покидают насиженные места, бросаются в сторону источника, словно бы подышать, впрок запастись сероводородом. Это разрушает еще одно прежнее представление, будто сероводород губителен для всего живого. Родилась другая точка зрения. Некоторые ученые полагают, что жизнь произошла именно в глубинах океана, в совершенно необычных условиях. Они говорят — да, здесь высокие температуры, но они накладываются на другие, необходимые для жизнедеятельности показатели. Например, на изобилие практически всех химических элементов и металлов, которые только есть на Земле. Поступают из глубин и органические соединения, а также множество газов. Словом, налицо весь набор веществ, необходимых для примитивной жизни. Эту точку зрения еще надо всесторонне обосновать, но во всех отношениях она любопытна.

Впрочем, я отвлекся. Ведь мы хотим поговорить о возможностях современной техники.

Каждое погружение можно, очевидно, сравнить с полетом в космос, по крайней мере, с экспедицией посещения. Погружается «Мир» около трех часов, и все это время с кораблем обеспечения на поверхности поддерживается непрерывная связь. Там с напряжением ждут известий из глубины...

Я спускался трижды. До этого доводилось работать на «Пайсисах», других аппаратах (всего на моем счету 28 погру

жений), и должен сказать, что погружение на «Мире» — увлекательнейшее дело. Раньше я был геологом сухопутным. Привык к лошади, вездеходу, даже вертолету. «Мир» дарит новые ощущения, ничуть не похожие на «земные». Прежде всего остро чувствуешь, что свою планету мы знаем еще очень плохо. Чуть ли не хуже, чем Луну. По ее поверхности хоть люди ступали, вездеходы ездили. По океанскому дну на больших глубинах не ходил никто. И очевидно, эта задача нам по плечу лишь в будущем веке. Поэтому и уделяется такое большое внимание исследованиям при помощи глубоководных аппаратов.

Мы пробыли в Атлантике 40 суток. Именно так — ведь работали фактически круглосуточно. Впервые удалось не просто достичь, а поработать на глубинах 3,5—4, даже 5 тыс. м. «Миры» пробыли в бездне 9,5 суток, прошли на больших глубинах около 63 км. Средняя продолжительность одного рейса составляла от 14 до 17 часов. Итоги интересны. Удалось провести картографирование на больших площадях, увидеть и записать на видеопленку, сфотографировать огромное число процессов, недоступных ранее взору человека.

В ходе экспедиции были сделаны и принципиально новые открытия. Например, наглядно подтвердилось, что выделение горячих вод с температурой 300—350°С можно назвать «жидким пламенем». Оно уничтожает на своем пути едва ли не все, что не приспособлено к таким глубинам. Если попадут краска, пластмасса или резино

21