Юный техник 1988-12, страница 24

Юный техник 1988-12, страница 24

вые кабели, они мгновенно обугливаются. Без всяких вспышек — вмиг. Понимаете, сколь опасна для исследователей работа в таких условиях.

Удалось подробнее изучить и «черных курильщиков». Так называются выбросы и распространение черных от рудного вещества вод на дне океана.

Представьте — почти в полной темноте иссиня-черные породы. Мрачно. Невольно думаешь: если есть ад, он здесь.

«Черный курильщик» — как дым от паровоза. Он виден издали, а вот состав... Но кое-что мы в конце концов установили.

В некоторых районах Атлантического океана с «черными курильщиками» связаны целые курганы крупных рудных сооружений. Многие из них имеют высоту 25-этажного дома, то есть около 70 м. А диаметр природных построек, обычно имеющих форму конуса, может быть до 200 м. В них скрыты многие миллионы тонн руды, богатой цинком, медью, свинцом...

Раньше подобные месторождения были известны только на суше. Для подводного поиска мы разработали новый метод — геологического сканирования.

Теперь изучаем толщу осадков как природный самописец процессов прошлого. Осадки накапливаются крайне медленно (со скоростью миллиметра в тысячи лет!). Своим составом, распределением и количественными показателями они отвечают тем условиям, что были здесь когда-то. В толще осадков удается обнаружить тонкие прослойки, обогащенные именно теми металлами, которые выделяют конкретные гидротермы.

Чем толще прослойка, тем ближе гидротермы.

Раньше тоже изучалась толща донных осадков, однако пробы брались выборочно. А это как игра в жмурки: найдешь, не найдешь... Ныне берем пробы подряд: сто сантиметров слой осадков — сто проб. Огромная по объему работа, она немыслима без специальной техники. Для данного рейса наши специалисты разработали автоматизированные установки, которые дают возможность провести ее качественно и быстро. Разработана и рентгено-флюоресцентная установка, которая позволяет непрерывно вести детектор по размеру донных осадков и тут же фиксировать наличие 6—8 элементов и их концентрацию.

Так удается находить «уснувшие» гидротермы. Это очень важно, поскольку продолжительность работы такого источника, как нами установлено, составляет в среднем около 10 тыс. лет. За это время и накапливается максимальное количество полезных ископаемых. Они в тысячи, в десятки тысяч раз больше, чем в активных гидротермах, на которые до недавнего времени и было обращено все внимание. Это также один из важнейших выводов экспедиции.

А вот другой, не менее важный. Он не столько научный, сколько общечеловеческий. В ходе работы мы провели огромнейший объем исследований. Лишь одна цифра — за рейс сделано около 22 тыс. химических анализов! Конечно, такие исследования хоть и приносят хорошие результаты, но являются очень дорогостоящими.

22