Юный техник 1989-10, страница 19

Юный техник 1989-10, страница 19

благоприятствования для акции, в результате которой от подлинного корпуса крейсера ныне можно видеть две бронзовые рогульки — носовой и кормовой штевни. Причем и такое использование «подлинных деталей» до удивления безграмотно: бронза штевней напрямую (со всеми неотвратимыми последствиями коррозии, вызванной гальванической парой) соединена с голой сталью нового корпуса. «Возиться» с установкой на новом корпусе деревянной и медной обшивок «проектанты» и не думали. Ни словом не вспоминает профессор о том, что новый 30-мм толщины корпус, сваренный из современной стали современными сварочными машинами (какое уж тут сходство с прежними конструкциями и профилями!), имеет внутри совершенно иное расположение. Он ничего не имеет общего (кроме места установки главных поперечных переборок) с расположением отсеков и помещений прежней «Авроры». Скромно умалчивается и о том, что эта великолепная благоустроенная плавучая казарма не имеет полагавшихся крейсеру трех гребных винтов и соответствующих валов. Даже вставленная внутрь паровая машина стоит, как говорят очевидцы, не на том уровне, который предусматривался по проекту старого крейсера. Но зато «полностью сохранены обводы» — это ли не чудо?..

Радетели музеефикации

В. Н. Буров: Приоритетную направленность получило воссоздание внешнего архитектурно-исторического облика и

внутреннего устройства, отражающих состояние корабля накануне Октябрьской революции. Восстановлены все верхнепалубные сооружения, оборудование: артиллерийские установки, рубки, мостики, радиостанция. На месте шлюпочное и прожекторное вооружение, аварийное и швартовое устройства, грузовые приспособления, мачты и рангоут, такелаж, дымовые трубы, световые люки, раструбы машинной и судовой вентиляции, системы погрузки угля и транспортировки снарядов, деревянный (тиковый) настил верхней палубы полубака. Воспроизведена функциональная структура всех боевых постов, рубок, мостиков, машинного и котельного отделений — словом, всего того, что было в действии в решающий момент вооруженного восстания.

Потребовалось проведение значительного объема работ по воссозданию внутренних помещений, связанных с боевой деятельностью крейсера, и включавших: помещение центрального боевого поста с оборудованием, его аппаратурой и приборами боевого управления; кормовое и румпельное отделения с сохранившимися в них главными и вспомогательными механизмами; помещения, воспроизводящие часть одного из котельных отделений, с натурными макетами паровых котлов системы Бельвиля — Долго-ленко и элементами оборудования кочегарки; помещение носовой шпилевой машины с сохранившимися механизмами, где находился пост управления якорным устройством.

Р. М. Мельников: В «Правде»

2 «Юный техник» № 10

17