Юный техник 1989-11, страница 11

Юный техник 1989-11, страница 11

А кому объяснишь, что сегодня в кружке может быть 15— 17 человек, а завтра —8—9. Кто-то заболел, у кого-то мероприятие в школе или даже отдохнуть решил. Занятия в кружке — дело ведь добровольное. Но представителей КРУ (контрольно-ревизионного управления) это не интересует. Занимаемся в крохотной, малоприспособленной комнатке — нарушение всех санитарных норм! Как правило, проверяющий на этот вопиющий факт не обратит внимания, не спросит: а как у вас с материалами, инструментами?.. А ведь хуже некуда! Материалов нет, станки чуть ли не довоенного образца — музейные экспонаты! Каждый день перед занятиями ломаешь голову, как бы так раскроить лист фанеры, чтобы на всех хватило. Можно ли подготовить в таких условиях будущего конструкт тора, изобретателя? Слава богу, хоть руки на место ставим — в кружке ребята умеют и пилить, и строгать, и на станках работать. Устал ходить по кабинетам и инстанциям...»

Четверть века проработал в технических кружках А. Викторов, но так и не смог многого понять. Почему, например, строго соблюдая положения и приказы, надо заниматься с ребятами 216 часов в году? Он ведь приходит в кружок не 2— 3 раза в неделю, а каждый день, получая за это ту же зарплату. Поди найди ответ на этот вопрос.

«Кругом идет перестройка, а в детском техническом творчестве о ней будто и не слышали»,— подытожил Александр Михайлович...

Уходят опытные, любящие

ОСТРЫЙ РАКУРС

свое дело педагоги из технических кружков. Кто на завод, кто в НИИ, как Викторов, а многие — в кооперативы. У кружковода золотые руки, и, конечно, ни один руководитель предприятия не откажется от такого специалиста.

Может быть, из-за скромности Александр Михайлович не коснулся еще одной очень важной темы — заработной платы. Она сегодня у кружководов хоть и выше, чем 10—15 лет назад, но весьма и весьма незначительна. Недавно в Риге на соревнованиях юных мотогонщиков поинтересовался у руководителей кружков: сколько они зарабатывают? Андрей Анатольевич Семибратов из города Гулькевичи Краснодарского края, потупив взор, сказал: «Да что там говорить — крохи...» Все-таки выяснил, оказывается, школа платит ему 80 рублей да еще 40 доплачивает Дом пионеров. Сложите — небогато для 30-летнего семейного человека. «С моими руками я мог бы хорошо устроиться,— поделился Семибратов.— Да вот тянет к мальчишкам...»

По этой же причине не бросают ребят и Сергей Семенович Пауков из Рязани, Сергей Вячеславович Сафонов из Магнитогорска, другие молодые кружководы, с которыми я встретился в Риге. Но надолго ли их хватит7 Если Госкомобра-зование СССР, Госкомтруд СССР и Министерство финансов СССР не подумают, как им помочь, думаем закроется еще не один кружок.

В. ФЕДОРОВ

9