Юный техник 1990-04, страница 5

Юный техник 1990-04, страница 5

«Тамга» в переводе с тюрксного — пошлина. А таможня — место, где взимают пошлину за ввозимый или ывозимый товар.

А еще нынешняя таможня — это пограничный пункт, регулятор, барометр взаимоотношений страны со всем миром. Мы убедились в этом, побывав в международном аэропорту Шереметьево-2, где работает одна из нрулнейших таможен СССР.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СНИМОК И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Слово «контрабанда» — итальянское. «Контра» — против и «бан-до»—правительственный указ. Значит, контрабанда — тайный провоз или перевоз через государственную границу товаров и ценностей, обложенных пошлиной или запрещенных к ввозу. Пресечь этот промысел, обнаружить спрятанное — одна из главных обязанностей таможен ника.

Впрочем, и контрабандист, как говорится, не лыком шит. Если уж он пошел на незаконный провоз, то обдумывает и готовит устройство тайника тщательно. Порою месяцы и даже годы. А в распоряжении таможенника, как правило, всего несколько минут.

За это время он должен решить— пропускать или нет человека и его груз через таможню. Согласитесь, неравные условия. И все-таки поединок частенько выигрывает таможенник. Потому что помогают ему самые разные союзники.

Прежде всего на него работает опыт.

— Нашу работу можно разбить на несколько этапов,— рассказывает начальник отдела по борьбе с контрабандой в Шереметьеве Михаил Валентинович Ванин.— Первый: психологический снимок. Внешне ничего примечательного не происходит. Пассажиры ходят, стоят, сидят, разговаривают. Но то, как они это делают, несет в себе очень много информации для опытного глаза. Ведь в походке человека — сотни оттенков, как и в мимике, жестикуляции... Второй этап: знакомство с документами. Тут выясняется социальное положение пассажира, национальность, куда и

откуда летит. Все это о многом говорит. Анализируем даже почерк, каким заполнена декларация. Третий этап: сам досмотр. Здесь нам, конечно, очень помогает современная техника: рации, телефаксы, рентгеновские аппараты и, конечно, компьютеры...

РЕНТГЕНОВСКИЕ ОБРАЗЫ

В зале ожидания шла регистрация пассажиров на очередной международный рейс: Москва — Мадрид. Чемоданы и сумки, стоящие на ленте транспортера, медленно проезжали через камеру рентгеновской установки. На экране телемонитора тут же высвечивалось их содержимое. Вот контуры электробритвы, бутылки шампанского, консервных банок... Непривычно видеть вместо облика вещей их рентгеновские скелеты

Нашим лоцманом в этом просвеченном насквозь мире стал старший инспектор отдела технических средств таможенного контроля Сергей Петрович Панкратов. На черно-белом экране он видит множество оттенков Для меня что икона, что плотный картон фотоальбома выглядят одинаково, а вот он разницу мгновенно улавливает — опыт! Да и техника на уровне.

— Был случай, — вспоминает Сергей Петрович,— в одной сумке высветились банки с тушенкой. На первый взгляд, банки как банки. И все-таки сомнение взяло: не так выглядит мясо под рентгеном. Тогда оператор поменял интенсивность излучения, увеличил одну из банок в два раза — установка позволяет это сделать — и стало ясно: черная икра. Вскрыли первую же банку... Точно!

Наклеивать на консервные банки другие этикетки — довольно традиционные «фокусы» контрабандис-

3